Персоналии
Лешков Павел Иванович, артист, режиссер, театральный педагог
Лешков Павел Иванович, артист, режиссер, театральный педагог
Персоналия
Лешков Павел Иванович
Годы жизни
31.12.1884, г. Николаевск Самарской губернии - 1964, Ленинград
Вид деятельности
Артист, режиссер, театральный педагог
Звание
Заслуженный артист РСФСР (1932)
Период работы в театре
1911 — 1923, 1926 — 1941
Биография
Настоящая фамилия Ляшков. Награжден орденом «Знак почета», медалью «За оборону Ленинграда». Был женат на актрисе АТ Е.Л. Плансон, затем на актрисе Е.А. Головиной. Окончил в 1908 три курса Петербургского университета и в 1911 Драматические курсы петербургского императорского Театрального училища (класс А.И. Долинова). В экзаменационных спектаклях играл Недыхляева («Кручина»), Раскольникова («Преступление и наказание»), Епишкина («Не было ни гроша, да вдруг алтын»), Ломова («Предложение»), Трифона («Хрущевские помещики»), Морского («Цена жизни»), Ореста («Электра»). Был зачислен в труппу АТ. Начинал с эпизодических и небольших ролей: разбойник и дон Алонзо («Дон Жуан»), половой («Живой труп»), трактирный слуга («Ревизор»), Щебнев («Свадьба Кречинского»), полицейский («Тартюф»), 2-й офицер («Три сестры»), 2-й слуга и 4-й гельский барон («Шут Тантрис»), Себастиано («Крещенский вечер» по «Двенадцатой ночи»), Милон («Недоросль»), Володя («Профессор Сторицын»), Баскаков («Светлейший»), Михаил («Заложники жизни»), Мулей («Стойкий принц»). Уже в конце 2-го своего сезона, преодолев связанные с бытовым театром навыки, добился большого успеха в главной роли Эрнани («Эрнани»). Играл Молчалина («Горе от ума»), Вожеватова и Карандышева («Бесприданница»), Петра («Лес»), Беляева («Месяц в деревне»). Принимал участие в студийных поисках В.Э. Мейерхольда вне императорских театров. К лучшим работам молодого Лешкова относили роль Кудряша («Гроза»), «интересную по внешности и всем приемам провинциального сердцееда» (Петрогр. вед. 1916. 12 янв. — Э. Старк). И только апологеты мхатовского метода копили недовольство, высказываясь по поводу «Романтиков»: «Как бы ни старался бестемпераментный Лешков изобразить душевные муки Дьякова, мы не чувствуем его человеческого страдания, его сжигающей страсти к жене, над которой одерживает победу его глубокая, великодушная любовь к ней; он кажется нам добродетельной „тряпкой“ и отнюдь не является для нас на сцене полярною противоположностью Бакунина, как того хотел автор» (Речь. 1916. 23 окт. С. 4. — Л. Гуревич). Лешков продолжал отстаивать свое право играть «первые роли». Когда в АТ поставили «Мещан» (1917), «особенно порадовал… Лешков — яркой, в деталях продуманной передачей роли Нила» (Петрогр. листок. 1917. 7 апр. С. 4). Несмотря на широкий творческий диапазон, на избрание в учрежденную в АТ (1919) «левую» директорию, переход к сов. репертуару оказался для актера трудным. Летом и осенью 1923 Лешков гастролировал с артистами АТ Г.И. Гореловым, К.Я. Григоровичем, Е.Л. Плансон, В.А. Усачевой в городах Сибири. Из-за неявки к открытию сезона по решению расценочно-конфликтной комиссии был уволен из АТ вскоре после возвращения в Петроград. Через три года вновь вошел в труппу. О Лешкове — первом исполнителе роли Павла Суслова («Виринея», 1926) С.Л. Цимбал много позже писал: «Он был не только опытным, но и даровитым актером. Его сценическая манера отличалась подкупающей непринужденностью. На протяжении многих лет тянулись за ним роли сугубо утонченных и погруженных в себя героев, рефлексирующих… надорванных и погруженных в свою загадочную внутреннюю жизнь. …Интеллигентность лешковского Павла, отмеченная с осуждением критикой, была, разумеется, чем-то неизмеримо большим, чем невпопад возникшей социальной окраской образа, ее произвольным психологическим колоритом», «была замешена на весьма условных и приблизительных признаках: на камерных интонациях речи, на явно подчеркиваемой душевной тонкости и даже ранимости, вовсе неуместной в Суслове. Интеллигентность… в чем-то казалась синонимом избранности, а вот уж избранность не имела к Суслову решительно никакого отношения. Пожалуй, можно сказать, что именно с этой версией „Виринея“ полемизировала» (Николай Симонов. Л., 1973. С. 61, 62, 64). К основным, очень разным образам, созданным актером в АТ по преимуществу в советское время, принадлежали: Михаил Федорович Таежников («Милые призраки»), Митя, приказчик Торцова («Бедность не порок»), Ипполит («Не все коту масленица»), Нил («Мещане»), Чацкий («Горе от ума»), Дагобер («Король Дагобер»), Альфред Безано («Тот, кто получает пощечины»), шут Тантрис («Шут Тантрис»), князь Мышкин («Идиот»), Гольцов («Шутники»), Раскольников («Преступление и наказание»), Бургоньино («Заговор Фиеско»), царь Федор («Царь Федор Иоаннович»), Незнамов («Без вины виноватые»), Васька Пепел («На дне»), Никита («Власть тьмы»), Басманов («Борис Годунов»), Арман Дюваль («Дама с камелиями»), Уриэль Акоста («Уриэль Акоста»), Мориц Егер («Ткачи»), Подхалюзин («Свои люди — сочтемся!»), Метелкин («Штиль»), Пташкин («Ярость»), Дробный («Чудак»), Глумов («На всякого мудреца довольно простоты»), Подколесин («Женитьба»), Городничий («Ревизор»), Кутузов («Суворов»), Галушка («В степях Украины»). Лешков был автором инсценировки и постановки сп. «Дядюшкин сон» («Мордасовские летописи») на сцене АТ. В 1925–1926 входил в труппу Театра им. Вс. Мейерхольда. Занимался педагогической деятельностью в ШРД, в ШАМ (выпустил курс в 1922), в ИСИ (выпуск 1925). Во время Великой Отечественной войны выступал в частях Красной армии, участвовал в создании Блокадного театра, был одним из его ведущих актеров. Снимался в фильмах «Голод… голод… голод», «Чапаев» (играл друга полковника Бороздина), «Ленин в 1918 году» (роль председателя Госдумы). 29 сент. 1943 осужден по ст. 58–10, ч. 2 УК РСФСР на 10 лет лишения свободы с поражением в правах на 5 лет «за проведение антисоветской агитации в 1941–1943», отбывал наказание в лагере под Рыбинском. Освобожден по состоянию здоровья через 8 месяцев и выслан в Бежецк. Выступал в театрах Вышнего Волочка, Кирова, Омска. Сезоны 1951/52 и 1952/53 играл и ставил спектакли в Тюменском драмтеатре («Свадьба Кречинского», «Свои люди — сочтемся!» и др.). Об этом периоде жизни артиста снят документальный фильм «Раскоронованный король» (ТРК «Регион-Тюмень», 2008). Летом 1953 получил разрешение вернуться в Ленинград. Жил в ДВС. Реабилитирован 16 окт. 1957. Лит.: СПбГАТИ СИ (ук.); Репертуар АТ (ук.); АК-театры. Драма // Театр. 1923. 6 нояб. С. 15; Тиме Е. Дороги иск-ва. М.; Л., 1962. С. 5, 176–178, 181, 220, 299; Золотницкий. Акад. театры… (ук.). Арх.: ЦГАЛИ СПб. Ф. 89. Оп. 2–1. Д. 77. Арх.: Ляшков П.И. // ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 3. Ед.хр. 43028 Сбоева С. Лешков П.И. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 419-420.