Персоналии
Пашковский Донат (Николай) Христофорович, артист, педагог, режиссер
Пашковский Донат (Николай) Христофорович, артист, педагог, режиссер
Персоналия
Пашковский Донат (Николай) Христофорович
Годы жизни
13(25).02.1879, Казань - 10.01.1938, Ленинград, похоронен на Смоленском кладб.
Вид деятельности
Артист, педагог, режиссер
Период работы в театре
1904 — 1925, 1926 — 1929
Биография
Отец — почетный гражданин, преподаватель немецкого реального училища, архитектор в Казани. Пашковский учился в реальном училище, был слушателем историко-филологического факультета Петербургского университета. Окончил в 1902 Драматические курсы петербургского императорского Театрального училища (класс В.Н. Давыдова). До службы в АТ работал в Казанском и Петербургском округах путей сообщения (1898–1899). На сцене АТ исполнял выходные, эпизодические и небольшие роли. К числу основных в 1902–1917 относились: Сидоренко («Горячее сердце»), Архипов («Старый закал»), Бек («Свадьба Кречинского»), Тришка («Недоросль»), слуга Репетилова («Горе от ума»), Растаковский и Добчинский («Ревизор»), старый барин и 1-й выездной («Плоды просвещения»), Поликарп («Вторая молодость»), Аполлон, мальчик Ступендьева («Провинциалка»), обойщик Арсений («Холопы»), чиновник почтово-телеграфной конторы («Вишневый сад»), Стропилин («Волки и овцы»), Карл Бильц («Старый Гейдельберг»), Ивейн («Шут Тантрис»), 1-й слуга («Дон Жуан»), Шпигельский («Месяц в деревне»), Артемьев («Живой труп»), Тигрий Львович Лютов («Не было ни гроша, да вдруг алтын»), Геннадий («Профессор Сторицын»), Налимов («Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка»), дон Хуан («Благочестивая Марта»), Горожанкин («Милые призраки»). С 1902 одновременно с работой в АТ — актер и преподаватель сценических искусств в различных драматических студиях. В 1907 вел теоретический курс в Научно-драматическом кружке при Петербургском университете; в 1912– 1913 преподавал на Драматических курсах Н.Н. Ходотова. После 1917 продолжал играть небольшие роли, прежние и новые: князь Трубецкой («Смерть Иоанна Грозного»), 1-й кредитор, Баллестед («Дочь моря»), слуга Горичей и Репетилов («Горе от ума»), Михалек, улан («Вечерняя зоря»), Дубль-Мэн («Безумный день, или Женитьба Фигаро), Шерц и Ибисов («Дело»), банкомет («Маскарад»), царский стремянный («Царь Федор Иоаннович»), 1-й слуга («Дон Жуан»), Перервенко («Старый закал»), 1-й комиссар («Ночь»), слуга Манассе («Уриэль Акоста»), Карп, человек Бабаева и Шишгалев, приказный («Грех да беда на кого не живет»), Франк Фрей («Канцлер и слесарь»), 2-й делегат («Высоты»), начальник станции («Огненный мост»), Подеркин («Причальная мачта»). «В период „конфликта“ Луначарского с государственными театрами — сторонник безоговорочного признания театром Советской власти. С 16 января 1918 г. — председатель „Временного комитета Александринского театра“. В период с 22 февраля по 11 марта 1918 г. один из активных участников разработки „Устава автономных государственных театров“» (Советский театр: Документы и материалы: Русский советский театр, 1917–1921. Л., 1968. С. 76). Летом 1918 Пашковский входил в состав директории театра. С 1918 по 1921 был педагогом Школы русской драмы при АТ. Поставил несколько спектаклей: «Светлый бог» (1919), «Quo vadis?» (1922), «Дама с камелиями» (1922), «Рыцарь Ланваль» (1923). С 1926 занимал административные должности, заведовал режиссерским управлением АТ. Участвовал в создании одного из первых советских игровых фильмов «Уплотнение» (1918, совм. с А.П. Пантелеевым и А.И. Долиновым, сценарист А.В. Луначарский). Пост. оперы «Стенька Разин» (большой зал Ленинградской консерватории, 1926). В 1927 заведовал режиссерским управлением МАЛЕГОТа. В 1928 переведен в АТ. С 1937 жил в Доме ветеранов сцены. Лит.: Репертуар АТ (ук.); Ходотов (ук); Вербинина. С. 22, 32, 54, 77, 87, 94, 225; Маскарад: АТ. Протоколы заседаний 1917 года // С.-Петерб. панорама. 1992. № 11. С. 29–30. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 13. Д. 793; ЦГАЛИ СПб. Ф. 89. Оп. 1–1. Д. 2. Л. 25 об. Сбоева, С. Пашковский Д.Х. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 544.