Вернуться
Данилова Мария Иннокентьевна, артистка
Данилова Мария Иннокентьевна, артистка
Персоналия
Данилова Мария Иннокентьевна
Годы жизни
1889 (1890, 1891?), Санкт-Петербург - 1961, Москва, прах захоронен в колумбарии Новодевичьего кладб.
Вид деятельности
Артистка
Период работы в театре
1915 — 1917, 1919 — 1925
Биография
В замужестве Малявина. Дочь потомственного почетного гражданина. Окончила в 1914 Драматические курсы петроградского императорского Театрального училища, класс Ю.М. Юрьева. В выпускном спектакле играла роль Федры («Ипполит»). «…„Ипполит — пьеса слишком трудная для исполнения. И тем не менее г-жа Данилова (Федра) показала не только красивую внешность, гибкий и звучный голос, но и яркую декламацию, со вспышками настоящего темперамента» (ТиИ. 1915. № 6. С. 93. — Н.Н. Окулов). В.Н. Соловьев выявлял творческий диапазон актрисы: «Из всех экзаменующихся по классу Юрьева особого внимания заслуживает г-жа Данилова. Она представляет очень ценный сценический материал при восстановлении театра романтической трагедии. Прекрасный и сильно развитый голос, умение сдерживать темперамент, благородная пластика движений — вот отличительные приемы сценической техники г-жи Даниловой, которая несомненно обещает стать выдающейся трагической актрисой. Исполняя очень трудную и значительную роль Федры в еврипидовской трагедии, она сумела уйти от условных театрально-сценических приемов своей школы и попыталась самостоятельно создать трогательный образ прекрасной царицы, образ, очень близкий по своему настроению к героиням Расина» (Аполлон. 1915. № 3. С. 61). Вступив в труппу АТ, Данилова исполняла главные и вторые роли, за редким исключением — не того ряда, в который поместил ее Соловьев. Это Раиса Филипповна Тугаринова («Милые призраки»), царица Мария Федоровна («Смерть Иоанна Грозного»), Евлалия («Невольницы»), жена Петра («Петр Хлебник»), баронесса Штраль («Маскарад»), Аглая («Идиот»), Леонора («Заговор Фиеско»), Фаустина («Фауст и город»), леди Чильтерн («Идеальный муж»), царица Ирина («Царь Федор Иоаннович»), Александра Веннэй («Фавн»), Зарина («Сарданапал»). В рецензии на сп. «Не было ни гроша, да вдруг алтын» утверждалось: «Если проследить и изучить тех русских актеров и актрис, которые прославились игрой в пьесах Островского, то поражаешься тем, что заслуга их заключается не в изображении бытовой правды, а исключительно в изображении души человека… Таков, например, Давыдов в „Последней жертве“ в роли Флора Федулыча, такова Юренева в „Бесприданнице“ в роли Ларисы, такова Данилова в „Невольницах“ в роли Евлалии» (ЖИ. 1921. 18 окт. С. 1. — П. Сторицын). В 1917–1919 выступала на сценах Петрозаводска и Витебска. В 1930-е служила в Киевском русском гос. драм. театре. Лит.: Репертуар АТ (ук.); Программы АТ; АК-театры. Драма // Театр. 1924. № 2. С. 15; В киевских театрах // Театр. 1938. № 8. С. 147; Леонид Сергеевич Вивьен: Актер. Режиссер. Педагог. Л., 1988. С. 81, 354. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 13. Д. 314. Сбоева, С. Данилова М.В. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 248.