Лауреат Государственной премии (1982).
Окончила в 1963 Драматическую студию при ленинградском ТЮЗе (класс Л.Ф. Макарьева), в 2007 — СПбГАТИ. В 1963–1999 работала в ТЮЗе им. А.А. Брянцева, позднее играла в отдельных спектаклях театра, создала около 100 ролей, среди них Конек-горбунок («Конек-горбунок»), Алешка («А с Алешкой мы друзья»), Гена Пирогов («Радуга зимой»), Джельсомино («Джельсомино в стране лжецов»), Комарик («Наш Чуковский), Тимми («Тимми, ровесник мамонта»), Има Сумак («Наш, только наш…»), Кошка («Кошка, которая гуляла сама по себе»), Офелия («Гамлет»), Мамаша Кураж («Мамаша Кураж и ее дети»), Грегорио Чиче («Месс-Менд»), Аграфена Кондратьевна («Свои люди — сочтемся!»), Бемби («Бемби»), Маленький принц («Маленький принц»), Кот («Бонжур, Месье Перро!»), Пульхерия Ивановна («Старосветские помещики»), Няня («Покойный бес»), Кабанова («Гроза»), Мать («Дети Ванюшина»), Арина Петровна («Иудушка из Головлева»), Лумис («Вино из одуванчиков»).
Играла в спектаклях Театра Поколений — Шут («Без Лира»); БДТ — Евдокия («Время женщин»); театра «Рус. антреприза» им. А. Миронова — Александра Константиновна («Любимый месяц август»), Сара Абрамовна («Баба Шанель»); Театра «Бенефис» — Мать («Антонио фон Эльба»), Собака («Сидеть! Лежать! Любить!»); театра «Приют комедианта» — Маменька («Китай на нашей стороне»); Театра «Дом» — Лиза («Надоело бояться!»); театра «Балтийский дом» — Муся — О. Берггольц («Ольга. Запретный дневник»), Люси («Два старомодных коктейля для двух старомодных чудаков»). В репертуаре актрисы антрепризный спектакль: Элеонора («Элеонора, последняя ночь в Питтсбурге»).
С 1999 — в театре Экспериментальная сцена п/р А. Праудина при театре «Балтийский дом», среди ролей: Крокодил («Крокодил»), Камень («Сизиф и камень»), Харита Игнатьевна Огудалова («Бесприданница»), Нарышкина («Царь Pjotr»), Крестная (Фея), Волшебник, Капрал («До свидания, Золушка»), Ахматова («Поющие призраки», 2004), Ослик Иа-Иа («Дом на Пуховой опушке», 2006), Раневская («Михаил Чехов. О технике актера»), Святая («Фальшивый купон», 2010), Марина, старая няня («„Дядя Ваня“. Работа актера над ролью», 2014).
Сначала играла мальчишек, «совсем не очаровательных, но резких и непосредственных», в которых проявлялось ее «поэтическое и лирическое видение мира детства» (Театр. 1972. № 6. С. 116 — Д. Кантор).
Затем в репертуаре Соколовой возникли лирические и острохарактерные героини. Ее персонажи были замкнутыми, они все ставили под сомнение, размышляли, оценивали. Какие бы роли она ни играла, актриса всегда была вне рамок амплуа. «Не характерная актриса. Не травести. Не героиня. Не инженю, не субретка, не кокетка». Соколова «никогда не обращала внимания на бытовую достоверность пола», как позднее она «никогда не сосредоточивалась на возрасте своих героинь. Она всегда играла „явление“» (ПТЖ. 1998. № 16. С. 98 — А. Лысова). Актрисе удавались роли, содержащие в себе «элемент странного, неожиданного, даже фантастического». Ее стихия — «сценическое заострение, — сказка ли это, гротеск, поэтическая притча» (Веч. Ленинград. 1973. 10 сент. — Э. Яснец).
Соколова умеет играть на стыке самых разных жанров: оперы и балета, цирка и оперетты, драмы и мюзик-холла. При отшлифованном рисунке роли, абсолютной выверенности жеста всегда создавалось «ощущение полной непредсказуемости того, как поведет себя героиня Соколовой в следующую минуту». При очевидном мастерстве актрисы возникало «впечатление, будто она действует по наитию» (Театр. 1972. № 6. С. 116. — Д. Кантор).
В АТ Соколова сыграла роль Агафьи Тихоновны в «Женитьбе» (1998). Героиня давала «фору Подколесину в боязни существования: сама первая и улетучивалась в буквальном смысле» (ПТЖ. 1999. № 17. С. 51. — Н. Таршис). Была «престранным существом». Напоминала и «вечно печальную маску Пьеро», и Гоголя. «Малюсенькая, в громадных платьях — казалась совсем бестелесной. Этот грустный призрак, вопреки всякому правдоподобию, неоднократно пролетал над сценой, напоминая картину М. Шагала „Прогулка”» (ПТЖ. 1999. № 17. С. 50. — Н. Песочинский). Героиня Соколовой «на всем протяжении спектакля сцены почти не касается, переходя из полета — в прыжок, в многочисленные, почти балетные „поддержки“ — из рук — в руки — от женихов — к автору». Летела — «как мечта о Женщине». Она придавала спектаклю «невероятности», событию — «незаконченности, невозможности». С. играла «невероятность возможности… счастья». От сомнений героиня «теряла голос и способность двигаться. Не видела и не слышала». То есть и видела, и слышала, но не убеждалась в своем существовании, пока, например, не прислонялась чуть-чуть к Гоголю (который был одним из героев спектакля): «Это ты меня выдумал?» Подробная и тщательная разработка актрисой «ощущений и состояний» парадоксально рождала образ, к-рый «менее всего можно отнести… к достижениям психологического театра, скорее — к мечтам и фантомам театра условного, к идеалам искусства внебытового» (ПТЖ. 1998. № 16. С. 96, 97 — А. Лысова). Снимается в кино, работает на радио и телевидении.
Лит.: СПбГАТИ СИ. С. 299; Шитенбург Л. Сватовство экспедитора, или Картины моск. жизни // Смена. 1998. 15 окт. С. 4; Зарецкая Ж. Опять об Гоголя! // Веч. Петербург. 1998. 16 окт. С. 3; Заславский Г. Пьеса о великой Дузе, Виктюке и Ирине Соколовой // Независимая газ. 2002. 22–23 нояб. С. 7; Тропп Е. Ирина Соколова // ПТЖ. 2007. № 2. С. 93–95; Тучинская А. Я. Беспросветное царство // Современная драматургия. 2008. Вып. 1. С. 183.
Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 94-с. Д. 358.
Мальцева, О. Соколова И.Л. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 672-673.
Читать далее