Лауреат Государственной премии РСФСР (1985). Награжден Медалью Пушкина (2000).
Окончил Инженерно-строительный институт в 1973, ЛГИТМиК (класс Г.А. Товстоногова) в 1977.
Работал режиссером и главным режиссером в Омском театре драмы (1980–1987): «Закон вечности» (1981), «Вверх по лестнице, ведущей вниз» (1981), «Любовь и голуби» (1982), «Король Лир» (1982), «У войны не женское лицо» (1984), «Лекарь поневоле» (1984), «Мой бедный Бальзаминов» (1985), «Девушка с ребенком», «Комната», «Поверю и пойду», «Бесприданница», «Легендарная личность», «Женский стол в „Охотничьем зале“», «Продается японское пальто из парашютного шелка», «Человек на все времена», «Пожар». Был главным режиссером и художественным руководителем в Театре на Литейном: «Скупой» (1991), «Упырь» (1991), «Великая Екатерина» (1991), «Гортензия в Париже! Гортензия свободна!» (1992), «Король Лир» (1993), «Ворон» (1994). В 2000–2002 — главный режиссер и режиссер в Рижском театре русской драмы: «Керри» (мюзикл, 2000), «Плутни Скапена» (2001), «Дибук» (2002), «Бесплодные усилия любви» (2002), «Прекрасное воскресенье для пикника», «Один из вас». Поставил спектакли в ростовском-на-дону ТЮЗе — «Карьера Артуро Уи», «Машенька»; в Ростовском-на-Дону театре им. М. Горького — «Бешеные деньги»; в Театре им. Моссовета — «Печальный детектив» (1987), «Чайка» (1989), «Женский стол в „Охотничьем зале“»; в Театре на Малой Бронной — «Куриные головы»; в МТЮЗе — «Мой бедный Бальзаминов» (1996), «Зеленая птичка»; в Красноярском театре драмы им. Пушкина — «Веселый солдат»; в Тюменском драм. театре — «Доходное место»; в Театре-Театре (Пермь) — «Честный авантюрист»; в Канском драматическом театре — «Жители города К.»; в Открытом театре (Ленсовета) — «Если проживу лето...» (1995), «Мнимый больной» (1998), «Каренин. Анна. Вронский» (2001), «Добрый человек из Сычуани» (2008); в Русском театре им. А.С. Пушкина (Якутск) — «Игроки» (1997); в Пушкинском театральном центре — «О вы, которые любили...» (1999); в петербургском Театре Пушкинская школа — «А.С. Пушкин. Дубровский» (2013); в ТЮЗе им. А.А. Брянцева — «Портрет» (2003); в Молодежном театре «Свободное пространство» (Орел) — «Господин де Пурсоньяк» (1997), «Маленькие трагедии» (1999), «Любовью не шутят» (2006), «Уроки любви», «Ночь» (2007), «Белое на черном» (2009); в Русском театре Эстонии (Таллинн) — «Призрак любви»; в Русском театре Литвы (Вильнюс) — «Севильский цирюльник» (2004); в Русском театре драмы Республики Карелия (Петрозаводск) — «Оскар», мюзикл; в Драматическом театре им. А. Мицкевича (Ченстохов, Польша) — «Белые ночи» (2004); в БДТ — «Веселый солдат» (2005), «Блажь!» (2007), «Время женщин» (2012); в Молодежном театре на Фонтанке — «Король-олень» (2006); в Театре Дом (Продюсерская компания) — «Супница, или Кипящие страсти»; в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко — «Демон» (2008); в петербургском Театре «Буфф» — «Призрак любви» (2013); в Театре музыкальной комедии (СПб) — «Петербург» (2015); в О’Ниловском центре (Уотерфорд, США) — «Исход». Многие спектакли режиссер поставил по собственным инсценировкам. Преподает в РГИСИ.
Сильные стороны режиссуры Тростянецкого связаны с «эстетикой игрового театра, открытой театральностью». Ему «удается находить сценические эквиваленты прозе» (ПТЖ. 2001. No 25. С. 49. — Е. Кухта). Ему ближе «композиционно свободная» драматургия (ТЖ. 1987. No 11. С.10. — В. Клинов). Спектаклям Тростянецкого присуща «ироническая игра смыслом... смещение временных пластов... варьирование жанров» (ПТЖ. 1996. No 9. С. 40. — Н. Рабинянц, Л. Гительман).
В АТ режиссер, используя приемы эксцентрики и клоунады, поставил спектакль «Дон Жуан» (2000). Играя с миром, с судьбой, с окружающими, главный герой постановки наперекор тем, кто объявил театр смертным грехом, «превращал свою жизнь в цепочку спектаклей». Режиссер рядил «своего героя и его слугу в Дон Кихота и Санчо, Жака и его господина и многих, многих других». Дон Жуан и Сганарель были неразрывным целым, они оба вышли на сцену и играли свои роли. «Настоящий Дон Жуан, снявший уже одну маску и еще не надевший другую» существовал в абсолютной пустоте. Возникавшая в спектакле «карусель суетящихся людей-кукол» только оттеняла «глобальное одиночество Дон Жуана». Вокруг него был «мир Большого цирка, где все носят маски, кривляются, чего-то хотят, требуют, врут». Героем спектакля был и Мольер, который «решил сыграть в Дон Жуана». Одиночество Дон Жуана «в черном немом, зловещем пространстве» рифмовалось с одиночеством Мольера, с «одиночеством безбожников, бросающих вызов не Богу, а лжи лицемеров; одиночество ищущих любовь» (ТЖ. 2002. No 9. С. 15. — Л. Филатова).
Жизнь Дон Жуана — «цепочка спектаклей» — уподоблялась путешествию Дон Жуана по разным временам. И постановка Тростянецкого оказывалась «не историей личности, а чуть ли не историей человечества». «В пустом холодном космосе перед нами проплывал на сценическом круге человек „пещерный“, то есть естественный (откровенный эгоист, захватывающий то, что хочется), человек Средневековья (закованный в латы рыцарских представлений), парадоксалист ХХ века (жонглирующий словами, идеями) и, наконец, мрачная личность наших дней, готовая к любым обстоятельствам приспособиться, потому что желания ослабли, идеалы растворились». Причем все эти метаморфозы укладывались «в формы разных театров»: классицистский, романтизм ХIХ века, современный кинотриллер, фантасмагория с клоунами-жонглерами (Невское время. 2000. 9 нояб. С. 4. — Е. Соколинский).
Лит.: СПбГАТИ СИ (ук.); Репертуар АТ (ук.).
Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 46-с. Д. 192.
Мальцева, О. Тростянецкий Г.Р. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 729-730.
Читать далее