Кандидат искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской академии театрального искусства, действительный член Петровской академии наук и искусств
Окончил в 1972 ЛГИТМиК (класс Л.Ф. Макарьева), работал актером в театрах Пскова и Ленинграда. В 1977 окончил аспирантуру ЛГИТМиКа по кафедре сц. речи (п/р А.Н. Куницына), канд. искусствоведения. С 1976 В. преподавал сц. речь в актерских и режиссерских классах Г.А. Товстоногова, И.О. Горбачева, Д.И. Тимофеева, М.В. Сулимова, И.Р. Штокбанта, И.Б. Малочевской, А.Д. Андреева, Г.Р. Тростянецкого, Ю.М. Красовского, В.М. Фильштинского, Т.С. Казаковой, Р.Р. Кудашова, А.А. Праудина, И.И. Благодера, С.Я. Спивака.
В 1993–2010 работал в «Школе рус. драмы» в мастерских И.О. Горбачева, Т.П. Кулиш, Л.Г. Гавриловой, Г.Т. Карелиной, Б.А. Ивушина.
В АТ преподавал сц. речь на курсах И.О. Горбачева (1983–1987, 1987–1991). Мн. выпускники этих курсов стали актерами АТ — Г. Алимпиев, Н. Ершова, Т. Князева, Д. Расулов, С. Серваль, А. Баргман, О. Гильванова (Боброва), С. Бызгу, Д. Воробьев, В. Воробьева, А. Лушин, Ю. Равицкий, Ю. Соколова, А. Уваров, К. Фильченков, Д. Лысенков, А. Матюков, А. Фролов, В. Захаров, С. Сидоренко. Премьера спектакля «Что за прелесть эти сказки!» актерского курса И.О. Горбачева прошла на сцене АТ в 1989, спектакль в течение года входил в репертуар театра. В дальнейшем он игрался на сцене Учебного театра, гастролировал в Германии (Гамбург, Штутгарт).
На Малой сцене АТ В. поставил два моносп.: «Душекружение» по рассказам В. Набокова «Картофельный эльф» и «Королёк» (1994), автор инсц. и исполнитель А. Баргман, реж. по пластике Н. Реутов; «Ветер» по поэме А. Блока «Двенадцать» и «Медному всаднику» А. Пушкина (2001), исполнитель И. Носков, художник С. Граурогкайте, реж. по пластике Е. Дружинин. Судьба этих спектаклей сложилась счастливо. «Душекружение» игралось вплоть до ухода А. Баргмана из театра, в дальнейшем спектакль исполнялся на мн. театр. площадках Петербурга. 25 июня 2015 года в Галерее «Эрарта» спектакль был сыгран в последний, 300-й раз. «Ветеръ» игрался на Малой сцене АТ до 2007, в дальнейшем исполнялся на разных сценах Петербурга. С 2011 спектакль входит в репертуар Театра на Васильевском.
В. принадлежит открытие особого жанра в театре одного актера — «монопредставление». В этом жанре им поставлены 18 спектаклей с рос. и немецкими актерами. В монопредставлении текст отходит на второй план; актер играет все роли, стремясь к моментальному «перевоплощению». В сп. «Душекружение» Баргман исполнял 11 ролей, в сп. «Ветеръ» Носков играет 16 ролей. Поведение персонажа передается не столько текстом, сколько сочностью ощущений и знаков, выразительностью пластики, жестов, игрой тонами и ритмами, многообразными приемами работы с реквизитом и декорационным оформлением. Слово, по мнению В., должно растворяться в материи театральности, но между тем интеллектуально сконструированный Набоковым текст в результате идеально ощущаем актером. А. Свободин отмечал именно эти достоинства актерской игры в «Душекружении»: «В начале актер дает панораму портретов обитателей цирка. Его атмосферу. У Баргмана отменная техника, богатейшая голосовая палитра, мелкий, миниатюрный жест (им рисуется карлик). Отличный ритм, специально поставленные движения делают зрелище серьезным и действенным» (ТЖ. 1996. № 10. С. 10). Монопредставления, поставленные В. в АТ по произведениям Набокова, Пушкина и Блока, вскрывали особенности авт. стилистики, музыкальность стиха и прозы, становились высказываниями, отражающими режиссерское восприятие совр. действительности. Эта действительность выходила на александринскую сцену из жизни и, преломляясь в худож. решениях, вызывала сильнейшие отклики у зрителей. Принципы, разработанные В. в постановках на александринской сцене, получили свое развитие в его дальнейших монопредставлениях по Дж. Джойсу, Л. Кэрроллу, А. Ахматовой, Д. Хармсу, А. Платонову, Л. Петрушевской, В. Маяковскому, С. Соколову. Сп. «Душекружение» и «Ветеръ» многократно становились лауреатами междунар. и всерос. театр. фестивалей.
В нояб. 2013 по инициативе Комитета по культуре Петербурга «Такой Театр» провел творческую лабораторию Ю. Васильева, на которой были показаны десять монопредставлений в его режиссуре. Я. Постовалова так определила один из принципов режиссуры В.: «Собственно звук — главная характеристика васильевского мира. Страстные, протяжные, манкие, упрямые, упругие звуки создают реальность оживающую и живущую лишь в момент вербального оформления героем мыслей и чувств. Акт произнесения и есть творческий акт, попытка персонажа зафиксировать себя в мироздании. Долгота звука есть длина жизни; прекращение звучания, молчание — смерть. Это не есть собственно театр слова. Однако голосовое ведение роли — основное средство выражения в постановках Васильева. Артист, слушая тело, лишь продолжает звук вовне». (ПТЖ. 2013. № 4. С. 41).
Критики и исследователи не раз отмечали игровое начало в творчестве и в театр. — пед. экспериментах В. «Начав с пушкинских сказок, которые Васильев ставил с курсами Ю.М. Красовского, И.О. Горбачева, И.Б. Малочевской и А.Д. Андреева, он до сих пор в большинстве работ сохраняет ощущение сказочности, синкретического, ирреального начала. Отсюда в том числе и тяготение режиссера к абсурдистской прозе, и парадоксальное сочетание в героях мудрости, серьезности, глубины с детской непосредственностью, даже наивностью, что позволяет им легко выходить за рамки дозволенного, уничтожать всякие границы и устанавливать — посредством словесного бунта — новые ценности» (Там же. С. 43).
В. — автор значительного числа монографий и учебных пособий по разл. аспектам речевой педагогики, создатель оригинальной системы речевого обучения в театр. школе, легшей в осн. авт. курса «речевое творчество актера». Среди работ В.: «Воспитание диапазона голоса драматического актера» (1981), «Начальные этапы голосоречевого тренинга» (1988), «Голосоречевой тренинг» (1996), «Тренинг сц. дикции» (1997), «Imagination — Bewegung — Stimme. Variationen für ein raining» (2000; на немецком языке), «EStimme = mBewegung · VAtem: Тренинг голосовой энергии в ритмах общения» (2002; на немецком и русском языках), «Сц. речь: вариации для тренинга» (2005, 2012), «Сц. речь: Вариации для творчества» (2007), «Сц. речь: ритмы и вариации» (2009), «Сц. речь: голос действующий» (2010, 2015), «Сц. речь: движение во времени» (2010), «Уроки сц. речи: народные скороговорки» (2011, 2016), «Уроки сц. речи: магия импровизации» (2015), «Дикция. Актуальное» (2015).
В. много и активно занимается публикаторской деятельностью. На страницах научного альманаха «Театрон» и в разл. сб-ках научных ст. им опубликованы ст., письма, выступления Л.С. Вивьена, Б.М. Сушкевича, Л.Ф. Макарьева, Е.Л. Шварца, В.А. Зандберг, Б.В. Зона, М.О. Кнебель, К.В. Куракиной, А.Н. Куницына, С.Ш. Иртлач, Ю.П. Фролова, М.В. Сулимова.
Лит.: СПбГАТИ СИ (ук.); Барбой Ю. По жизни плывут не синхронно // Иск-во и искусствоведение: теория и опыт. Вып. 7. Кемерово, 2009. С. 62–65; Праздников Г. Юрий Васильев: Тренинг и творчество // Праздников Г. Культура в пространстве жизни. СПб., 2014. С. 438– 455; Песочинский Н. Долгий путь к слову // ТЖ. 2006. № 5–6. С. 92– 93; Мельникова Л. Карлик и великан // Веч. Петербург. 1994. 10 нояб. С. 3; Алексеева Е. Ряд магических совпадений, ведущих к Набокову // Час пик. 1995. 26 авг. С. 4; Алексеева Е. Неслучайный рай Александра Баргмана // Экран и сцена. 1995. 21–28 сент. С. 13; Тихоновец Т. «В стране невыносимой боли…» // Пермские новости. 1996. 17 дек. Бойкова И. Александринский театр // Петерб. театр. сезоны: 2001/2002; 2002/2003. СПб., 2004. С. 90–92; Ставиская Е., Крупецкая Е. Итоги театр. зимы: «Достать чернил и плакать…» // Петерб. телезритель. 2002. 25–31 марта. С. 3; Кондриков А. Судьбы города и человека // Art & times / Иск-во и время. 2004. № 3. С. 62–64.
Андреев, В. Васильев Ю.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С.151-153.
Читать далее