Вернуться
Чернозёмов Кирилл Николаевич, режиссер, театральный педагог
Чернозёмов Кирилл Николаевич, режиссер, театральный педагог
Персоналия
Чернозёмов Кирилл Николаевич
Годы жизни
14.06.1933, Ленинград - 19.04.2004, Санкт-Петербург, похоронен на Комаровском кладб.
Вид деятельности
Режиссер, театральный педагог
Звание
Заслуженный деятель искусств РФ (1994)
Период работы в театре
1956, 1957, 1966
Биография
Награжден медалями «В память 250-летия Ленинграда», «За трудовое отличие», «Ветеран труда». Лауреат Петербургской независимой актерской премии им. В. Стржельчика в номинации «Учитель» (1999). Отец Чернозёмовабыл репрессирован в 1938, пропал без вести в 1940, реабилитирован в 1993. Мать умерла в эвакуации (1942). Сын — театральный художник Т.К. Черноземов (1957–2004). Чернозёмов воспитывался родственниками, в годы Великой Отечественной войны — дядей со стороны отца в Буе Костромской области, с сентября 1945 — сестрой матери в Ленинграде. В детстве Чернозёмов занимался в секциях бокса и фехтования. В 1949 окончил ремесленное училище в Ленинграде, где начал заниматься самодеятельностью. В 1953 окончил Индустриальный техникум, параллельно с учебой занимался в Доме Культуры Трудовых Резервов. Окончил в 1957 Ленинградский государственный театральный институт (класс Б.В. Зона). Будучи студентом в 1956 участвовал в массовых сценах спектаклей АТ как «разовый» артист. Сразу после окончания института был оставлен ассистентом на кафедре сценического движения. Ученик И.Э. Коха, Чернозёмов с 1957 по 1960 прошел на кафедре ассистентуру-стажировку. С 1960 более 40 лет преподавал сценическое движение и фехтование в ЛГТИ — СПбГАТИ, впоследствии также в Ленинградском Государственном хореографическом училище им. А.Я. Вагановой, в Ленинградской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, где был заведующим кафедрой музыкальной комедии. Чернозёмов вошел в историю как уникальный педагог по сценическому движению, который учил актеров «движением аккомпанировать слову» (Проблемы сценической речи. Л., 1979. С. 57). Постановщик батальных сцен во множестве театральных постановок и кинофильмов (был в том числе дублером И.М. Смоктуновского в фехтовальных сценах кинофильма «Гамлет»). В 1977 защитил кандидатскую диссертацию «Формирование пластичности актера в театре и в театральной школе», автор десятков публикаций о сценическом движении. В 1980 выпустил свой курс пантомимы в ЛГИТМиКе. В 1993 в Петербурге прошел фестиваль спектаклей Чернозёмова «Фантазии чудака». Руководил также театром «Карточный домик». В качестве постановщика сценического движения работал практически во всех театрах Петербурга. За годы 30-летнего сотрудничества с АТ ставил пластическое движение и фехтовальные сцены в 19 спектаклях: «Дикий капитан» (1965), «Бидерман и поджигатели» (1966), «Доходное место» (1968), «Много шуму из ничего» (1968 и возобновление 1975), «Легенда об Уленшпигеле» (1971), «Горячее сердце» (1973), «Потоп» (1974), «Похождения Чичикова, или Мертвые души» (1974), «Ивушка неплакучая» (1977), «Плоды просвещения» (1978), «Капитанская дочка» (1984), «Фельдмаршал Кутузов» (1985), «Сирано де Бержерак» (1987), «Водевили» (1990), «Гамлет» (1992 и 2-я ред.1997), «Хозяйка гостиницы» (1992), «Отелло» (1993). Являлся режиссером спектакля «Веселенькое кладбище», созданного в 1991 в театре «Приют комедианта», а в 1993 вошедшего в репертуар АТ. Работая над постановкой, Чернозёмов «превратил пьесу в театральную причуду, каприччо (определение самого Черноземова)» (см. Театр. 1993. No 3. С. 86. — Е. Стрельцова). Среди ширм мейерхольдовского «Маскарада» разворачивалась «маленькая трагедия русского актера, снова возведенная в степень метафоры» (Театральный Петербург. 2002. No 12. С. 16–17. — К. Андреев, Т. Карамыш). Соч.: Пластическая партитура роли // Сценическая педагогика. Л., 1973. С. 77– 86; Формирование профессиональной пластичности // Записки о театре. Л., 1974. С. 64–70; Литература и пластический образ спектакля // Зарубежное театральное искусство XX в. Л., 1981. С. 107–117; Диагностика пластической одаренности на приемных испытаниях актерских классов // Диагностика и развитие актерской одаренности. Л., 1986. С. 110–116. Лит.: СПбГАТИ СИ (ук.); Репертуар АТ (ук.); Мишин В. Ироничный романтик // Смена. 1974. 26 апр. С. 4; Кравченко И. При Рюрике и при царе Горохе // Экран и сцена. 1992. 17–24 дек. No 50. С. 5; Черноземов К.Н. Готический злодей, сочувствующий рыцарству / Беседу вел С. Пылев // Смена. 1993. 3 апр. С. 3; Е.А. Фантазии петерб. чудаков // Час пик. 1993. 16 июня. С. 13; К. Е. «Двойной» юбилей // Невское время. 1993. 18 июня. С. 6; Заболотняя М. Сцены из рыцарских времен // Веч. Петербург. 1999. 18 нояб. С. 3; О Кирилле Николаевиче Черноземове // ПТЖ. 2004. No 1. С. 119–124; Рос. гос. акад. театр драмы им. А.С. Пушкина. СПб., б.г. С. 20. Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 4-с. Д. 153; Оп. 77-к. Ч. 2. Д. 54; АТ (Лицевые счета нештатных сотрудников театра. 1956. 1957). Филиппова, С. Черноземов К.Н. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 776-777.