Вернуться
Смирнов Роман Владимирович, режиссёр
Смирнов Роман Владимирович, режиссёр
Персоналия
Смирнов Роман Владимирович
Годы жизни
14.04.1957, Мурманск
Вид деятельности
Режиссёр
Период работы в театре
Биография
Окончил в 1983 ЛГИТМиК (класс Г.А. Товстоногова). В 1984–1988 — актер и режиссер МДТ, участвовал в пост. сп. «Братья и сестры», «Повелитель мух» и др. В 1988–1994 — корреспондент, оператор и журналист CBS News Moscow (США), автор репортажей из «горячих точек» СССР и стран СНГ. В 1989–1999 сотрудничал в качестве режиссера и оператора с телекомпаниями RAI (Италия), СNN (Америка), NHK (Япония), BBC (Англия), TF-1 (Франция), ABC (США), ABC Australia, Bars Media (Ереван, Армения), Corona Film (Санкт-Петербург, Россия) и др. В 1997 в «Белом театре» выпустил сп. «ЖенитьбаГоголя» по текстам Н.В. Гоголя, позднее спектакль был взят в репертуар Театра на Литейном и составил своеобразную гоголевскую дилогию со спектаклем «Голь» по повести «Нос» и «Повести о капитане Копейкине» (1999). С 1998 С. работал режиссером-постановщиком в театрах Петербурга: в Театре на Литейном поставил также «Стыдно быть несчастливым» (по прозе А. Володина, 2000) и «Capriccio / Каприччио» (по партитуре Сергея Курехина, 2000), «Квартирник. ХХвост — всему голова» (2009), «Тень Города» (2010), «ЖАР» (2011), «КотаВасиЯ» (2017), в Театре им. Ленсовета — «Последняя жертва» (худ. руководитель пост. Т. Москвина), в Театре им. В.Ф. Комиссаржевской — «Шизгара» (2013), в Нижегородском театре «Комедiя» — сп. «Провинциальные анекдоты» (реж. и худ., 2001), в Театре Сатиры на Васильевском — «Вертепъ» (по роману Ф. Сологуба «Мелкий бес», 2002), «Стеклянный зверинец» (1998), «Селфи» (2014), «Охота жить» (2016) и др. В АТ поставил спектакли «Орнитология» (Малая сцена, 1999) и «Вишневый сад» (2001). Режиссерский почерк Смирнова выдает в нем ученика Г.А. Товстоногова. Смирнов ставит не просто пьесу, а пытается перенести на сцену возникающее у него общее ощущение автора. В случае с постановками Гоголя режиссер держал в голове все гоголевское творчество, при постановке «Провинциальных анекдотов» Смирнов старался не забыть, что Вампилов — автор «Утиной охоты». В работе над «Вишневым садом» важно сохранить атмосферу грусти и тоски умирающего Чехова, но при этом нельзя забывать, что создатель «Вишневого сада» еще и автор озорных рассказов Антоша Чехонте. При постановке пьес, особенно классических, режиссер не отходит от авторского текста, современность стремясь обнаружить в сути самого произведения. Современность «Вишневого сада» Смирнов увидел в конфликте поколений: старшие жили при другом строе и укладе жизни и не могут вписаться в новую жизнь, в которой молодые чувствуют себя естественно и свободно. Часто встречающиеся в постановках «Вишневого сада» намеки на лирические отношения между Раневской и Лопахиным Смирнов считает невозможными, Раневская для Лопахина — недосягаемый идеал из другой, исчезнувшей жизни. Принципиальным был выбор Н. Мартона на роль Фирса. Режиссеру нужен был породистый, импозантный, статный старик, последняя опора семьи. Предшествовавшую «Вишневому саду» на сцене АТ «Орнитологию» Смирнов рассматривает как работу, подготовившую обращение к последней чеховской пьесе. Драматургический текст «Орнитологии» предоставил широкий материал для игры, режиссер обнаружил в нем человеческую теплоту и отсутствие дидактики, проникновение в пьесу А. Строганова подготовило тот способ существования, который искался в работе над «Вишневым садом» (см.: Театр. Петербург. 2001. № 13. С. 2–4. — Е. Левина). В 2001 — член международного жюри премии «Эмми» национальной академии телеискусств США. Соч.: Люди, львы, орлы и куропатки. СПб., 2002. Лит.: СПбГАТИ СИ. С. 255; Репертуар АТ (ук.); Шах-Азизова Т. Немного солнца в холодной воде // ПТЖ. 1992. № 26. С. 124–126; Александрова Т. Что делать, если тебе сорок // Известия. 2001. 1 окт. С. 10; Песочинский Н. «Вишневый сад», а в нем «Дачники» // Коммерсантъ, СПб. 2001. 2 окт. С. 19; Пятницкий М. Вишня в текиле // Петерб. Час Пик. 2001. 8–13 нояб. С. 15; Кантор Д. Новая жизнь помещицы Раневской // Смена. 2001. 12 нояб. С. 7; Шитенбург Л. Если дорог тебе твой сад // Смена. 2001. 28 нояб. С. 6; Цаплина А., Пасуев А. Не осуждать и не сочувствовать, а лишь отметить неизбежность // ТЖ. 2002. № 9. С. 21–24. Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 62-с. Д. 182. Ряпосов, А., Спирина, С. Смирнов Р.В. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 661-662.