Вернуться
Унтилова Екатерина Павловна, артистка Молодёжного театра на Фонтанке
Унтилова Екатерина Павловна, артистка Молодёжного театра на Фонтанке
Персоналия
Унтилова Екатерина Павловна
Годы жизни
07.03.1961, Ленинград
Вид деятельности
Артистка Молодёжного театра на Фонтанке
Звание
Заслуженная артистка Российской Федерации (2005)
Период работы в театре
Биография
Окончила в 1985 Киевский театральный институт им. И.К. Карпенко-Карого (курс А.Г. Решетникова). В 1985–1990 работала в Русском драматическом театре Вильнюса. С 1991 в Молодежном театре на Фонтанке. В АТ была приглашена на роль Хестер в спектакль «Здравствуй и прощай...», который шел на Малой сцене 7 яруса. Героини Унтиловой всегда статны, красивы, женственны, многим свойственна интеллигентность, сдержанность в выражении чувств, но в те моменты, когда эмоция все же прорывается, актриса поднимается до трагических высот. Так, о роли Елены в сп. «Дни Турбиных» (Молодежный театр на Фонтанке) Е. Тропп писала: «...просто и душераздирающе сыграна Унтиловой сцена, в которой Елена узнает о смерти Алексея. Она вскрикивает, тонко и пронзительно, но это не дамская истерика, а почти деревенское, бабье причитание — всего лишь одна нотка, но очень узнаваемая и точная» (ПТЖ. 2000. No 21. С. 22). Такое же сильное впечатление производила и сцена покаяния Катерины («Гроза», Молодежный театр на Фонтанке), столь же мощный драматический момент есть в роли Ольги («Три сестры», Молодежный театр на Фонтанке»): «Вдребезги. Враздробь. Раздор», как характеризует эту сцену О. Скорочкина (ПТЖ. 2006. No 1. С. 91). Под внешней строгостью героинь Унтиловой скрывается внутренний разлом, непростая судьба, огромная сила. Бернарду Альбу («Дом Бернарды Альбы», Молодежный театр на Фонтанке), вопреки привычной трактовке, Унтилова играет не бездушным тираном, соблюдение приличий и надменность — это напускное, на самом деле Бернарда любящая мать, стремящаяся защитить дочерей. Но собственная жесткость и несчастье, и жестокость дочерей приводят героиню к безумию. Унтилова владеет искусством жеста. В двух, казалось бы, противоположных ролях именно статуарность в сочетании со скупыми, но емкими и точными движениями создают образ героинь. Так, в сп. «Валентинов день» Молодежного театра на Фонтанке критик Е. Горфункель отмечает «отточенные движения рук Валентины, как в учебниках по сценическому жесту классицизма, прямые, фронтальные мизансцены, речевые потоки, оттесняющие в сторону динамику, пластику» (ИД. 2010. No 38.). А в роли «веселой и беззлобной сумасбродки» Оливии (ПТЖ. 1998. No 15. С. 20. — Е. Минина) Унтилова на самом деле также почти статична, но редкие моменты живости и веселья разоблачают искусственность образа страдающей затворницы, обнажают истинный характер героини. Роли: Инкен («Перед заходом солнца»), Маргарита («Мастер и Маргарита»), Нина («Уроки музыки») и др. — Рус. драм. театр Вильнюса; Мотя («Лунные волки») — Молодежный театр на Фонтанке; Фрекен Жюли («Фрекен Жюли»), Маргарита («Мастер и Маргарита») — театр «Балтийский дом»; Зина («Таня-Таня»), Айна («Тот этот свет») — Театр Сатиры на Васильевском; Изе («Запретный плод») — театр «Рус. антреприза» им. А. Миронова. Роли в кино и сериалах: Лариса («Своя чужая жизнь»), Ольга («Стойкий оловянный Солдатов»), Женя («Нелегал»), Александра Федоровна («Есенин»), Мария («Дом на Лиговке») и др. Лит.: Репертуар АТ (ук.); Бойкова И. IDENTIFICO // ПТЖ. 1993. No 1. С. 58–59; Токранова О. Сеанс с полным разоблачением // ПТЖ. 2002. No 29. С. 54–55; Строгалева Е. Июньские заметки о драматургии Ивана Вырыпаева // ПТЖ. 2010. No 3. С. 27–31; Жукова И. «А иные любят, как поют...»: Екатерина Унтилова // PRO сцениум. 2011. Март. С. 9; Кросс М. Холодный дом // Невский театралъ. 2014. No 6/7. С. 24; Тропп Е. Звезда актрисы и питерское небо: Екатерина Унтилова // Театр. город.2016. No 4. С. 26–31. Краева, О. Унтилова Е.П. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 735-736.
Экспонаты, связанные с персоналией Отобрано: 1