Награжден орденом Почета (2009) «за трудовые успехи и многолетнюю плодотворную деятельность в обл. культуры», лауреат премии «Золотая маска» (2013) «за выдающийся вклад в развитие театрального искусства».
Родился в семье служащих. Мать — врач, отец — педагог и поэт. В 1945 поступил на театроведческий ф-т ГИТИСа, где проучился один год на курсе П.А. Маркова. В 1946 стал студентом режиссерского ф-та ЛГТИ (мастерская Б.В. Зона). Дипломный спектакль — «Студент третьего курса» А. Бороздиной и А. Давидсон — поставил в 1950 в Ленинградском драматическом театре (с 1959 — им. В. Ф. Комиссаржевской), где и впоследствии продолжал активно ставить спектакли по классическим и современным произведениям отечественных и зарубежных авторов. С 1949 сотрудничал с Ленинградским театром Миниатюр п/р А.И. Райкина, где поставил ряд спектаклей. Среди них — «Любовь и коварство» по В. С. Полякову (1949, совм. с В.П. Кожичем), «Белые ночи» по М.И. Гиндину, К.И. Рыжову, Г.С. Рябкину (1956), «Плюс-минус» по произв. Л.И. Лиходеева и М.М. Жванецкого (1970).
В 1950–1993 вместе с концертмейстером и комп. Ю.Г. Аптекманом организовывал «капустники» в ленинградском Доме Актера, задействовав в представлениях многих популярных артистов, в т. ч. В.П. Ковель, Л.П. Штыкан, С.Ю. Юрского, Н.А. Боярского, В.М. Татосова. Злободневность тем, которые затрагивались в первых «капустниках», спровоцировала негласный запрет властей Ленинграда на работу Б. в театрах города. Режиссер был направлен в Мурманск, в Театр Северного флота, где поставил «Беспокойную старость» Л. Рахманова, «Миссурийский вальс» по Н. Ф. Погодину — оба 1951.
В период 1951–1953 работал в Вильнюсском Русском театре и Русском театре Клайпеды.
В 1953 вернулся в Ленинград: Г.А. Товстоногов пригласил Белинского на постановку в Театр им. Ленинского комсомола (Л). В числе спектаклей режиссера в этом театре — «Кто смеется последним» К. Крапивы (1953), «В добрый час!» (1955) и «В поисках радости» (1958) В. Розова. В этом же театре («Балтийский дом»), Б. поставил также «Двенадцать стульев» (2004), «Деревья умирают стоя» (2008) и свой последний спектакль — «Горе уму» по А.С. Грибоедову (2013).
В 1985–1988 — режиссер-постановщик студии «Ленфильм».
В 1988–1991 — главный режиссер БТК.
В 1995–2002 возглавлял Петербургский театр Музыкальной комедии и за возрождение жанра оперетты в Петербурге был удостоен премии «Золотой софит» (2012).
В 2008 «Золотой софит» режиссеру вручили «за уникальный вклад в культуру Петербурга и творческое долголетие». Среди спектаклей в других театрах — «Стакан воды» (Театр им. Евг. Вахтангова, Москва, 1988), «Госпожа министерша» (Театр им. Вл. Маяковского, Москва, 1995).
Значительная часть биографии Белинского была связана с Ленинградским телевидением, где он проработал с 1961 по 1985 и осуществил ряд постановок, имевших большой культурный резонанс и с годами не потерявших своей худож. ценности. Среди них — «Кюхля» по Ю. Н. Тынянову (1963), «Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу (1979), «Мертвые души» по Н. В. Гоголю (1968), «Понедельник — день тяжелый» В. П. Катаева (1982), «Графоман» А.М. Володина (1983). Именно телевидение позволило Белинскому проявить лучшие свойства его режиссерского дарования — уважение к автору произведения, способность верно угадать его «природу чувств» и найти ей адекватное постановочное решение, умение снайперски точно распределить роли и создать слаженный ансамбль актеров. К последним Белинский относился с неизменным вниманием и только через них предпочитал доносить до зрителей свои режиссерские идеи. Недаром в спектаклях Белинского охотно принимали участие многие мастера отечественного театра и кино. На телевидении смог в полной мере реализовать свою основную, по его собственному признанию, склонность — страсть к сочинительству. Так, по инициативе Белинского и балетмейстеров Д.А. Брянцева, а затем и В.В. Васильева появился цикл фильмов-балетов. Это была своего рода революция, давшая возможность выдающимся балеринам и танцовщикам продемонстрировать готовность к самым рискованным профессиональным экспериментам, проявив при этом свои незаурядные актерские таланты, сделавшая элитарное искусство балета более демократичным, доступным широкой зрительской аудитории. Наибольший успех выпал на долю фильмов-балетов Белинского «Галатея» на музыку Ф. Лоу по пьесе «Пигмалион» Б. Шоу (1977), «Старое танго» по мотивам фильма «Петер» (1979), «Анюта» по мотивам рассказа «Анна на шее» Чехова с музыкой В. А. Гаврилина (1982, Гос. премия РСФСР им. бр. Васильевых в 1984), «Чаплиниана» (1987). В режиссерском активе Белинского — телевизионные фильмы «Жиголо и Жиголетта» по одноименному рассказу С. Моэма (1980), «Классная дама» по А. Куприну (1995), телевизионные музыкальные фильмы «Лев Гурыч Синичкин» по мотивам водевиля Д. Ленского (1974), фантазия на темы оперетт И. Кальмана «Карамболина-Карамболетта» (1983), «Перикола» по одноименной опере-буфф Ж. Оффенбаха (1984) и др. В 1993 Белинский снял художественный фильм «Провинциальный бенефис» по мотивам пьес А. Н. Островского (1993). С телевидением, а затем и с радио была связана и просветительская деятельность Белинского, являвшегося автором и ведущим многочисленных программ, посвященных истории Петербурга, его культуре, корифеям петербургской сцены, в т. ч. легендарным актерам АТ. Белинскому всегда был близок этот театр, в профессиональной среде считавшийся прежде всего «театром прославленных мастеров».
В 1998 поставил в АТ «Веер леди Уиндермир» и «Пигмалиона» Б. Шоу, который в его трактовке оказался в первую очередь историей любви Элизы и Хиггинса. В 2003 в афише театра появилась поставленная Белинским оригинальная сценическая версия романа «Ярмарка тщеславия». Особое же значение для режиссера имел спектакль «Пара гнедых» (2000) по его же композиции по мотивам водевилей «Мнимая Фанни Эльслер, или Бал и концерт» и «Ложа первого яруса на последний дебют Тальони», диалогов из водевилей «Бенефисные хлопоты» и «Лев Гурыч Синичкин», стихов А.С. Пушкина, А.Н. Апухтина и Н.Я. Агнивцева, монолога критика из раннего рассказа А.П. Чехова. Спектакль этот Белинский считал своеобразным благодарным приношением АТ.
Снимался в кино.
Преподавал в СПбГАТИ и Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.
С 1996 был членом Академии российского телевидения.
Написал и опубликовал в периодической печати более 130 статей по вопросам театра, телевидения, эстрады и цирка. Автор идеи изд. сб. «Георгий Товстоногов. Собирательный портрет», многочисленных инсценировок, сценариев, пьес и повестей, тринадцати мемуарных книг, из которых наибольшей популярностью пользовались «Записки старого сплетника» (СПб., 1994), «Семьдесят лет в партере. Заметки об Александринском театре» (СПб., 2006), «Не бог, не царь и не герой. Факты и фантазии» (СПб., 2008), «И тут выхожу Я!» (СПб., 2015). В 2001 Белинскому вручили орден «Созидателя Петербурга», в 2008 — премию Правительства города в номинации «Наша легенда и корифей».
Лит.: СПбГАТИ СИ (ук.); Репертуар АТ (ук.); Аркадий Райкин в восп. современников. М., 1997; Георгий Товстоногов. Собирательный портрет. СПб., 2006; Борис Зон. Уроки актерского мастерства и режиссуры. СПб., 2011.
Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 2-с. Д. 84; Оп. УК-2014. Д. 5; ЦГАЛИ СПб. Ф. 752. Д. 9.
Фолкинштейн, М. Белинский А.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 105-106.
Читать далее