Вернуться
Цурило Юрий Алексеевич, артист
Цурило Юрий Алексеевич, артист
Персоналия
Цурило Юрий Алексеевич
Годы жизни
10.12.1946, г. Вязники Владимирской обл.
Вид деятельности
Период работы в театре
20.08.1997 — 31.05.2004
Биография
Сын — актер Всеволод Юрьевич Цурило. Окончил в 1971 Ярославское Театральное учиилще (класс Ф.Е. Шишигина). Работал в Новгородском областном театре драмы — Александр Невский («Александр Невский»), Джим («Стеклянный зверинец»), Дон Жуан («Каменный хозяин»), Вадим Новгородский («Вадим Новгородский»), Потапов («Протокол одного заседания»); в Горьковском академическом театре драмы — Сашка («Сашка»), в Норильском драматическом театре. Сыграл более 80 театральных ролей. Снимается в кино. Награжден Дипломом попечительского совета фестиваля «Кинотавр» (1999) и Нац. премией кинокритики и кинопрессы «Золотой овен» (1999) за яркую актерскую работу (Глинский в фильме А. Германа «Хрусталев, машину!»). Казалось бы, сама фактура предназначала актера, «из которого исходит огромный энергетический заряд» (ТЖ. 2000. No 7. С. 10. — А. Чепуров), для ролей героев-богатырей. При этом существо создаваемых им образов в большой мере определялось свойственной ему мягкостью и тонкостью сценического рисунка. В АТ в его Борисе («Борис Годунов») могучая фигура, бритый крутой череп, высокий рост, задатки правителя сочетались «с мягкой поступью, с теплыми, почти домашними интонациями» (ТЖ. 1999. No 6–7. С. 9. — М. Берлина, Н. Таршис). С первых секунд герой «переживал паралич воли, и ему, мощной глыбе с неожиданно слабым голосом, оставалось метаться по сцене, как раненому зверю» (Невское время. 1999. 13 мая. С. 3. — О. Скорочкина). «Он словно не мог распрямиться, широкие плечи были будто продавлены под бременем вины и государственных забот». Обида на неблагодарный народ распаляла его. «Как-то почти по-детски Годунов дулся на обманувшую его судьбу» (ПТЖ. 1999. No 18– 19. С. 23. — Е. Тропп). Актер сыграл героя, «едва ли не... исторического, не уличенного в убийстве младенца». Сообщение о Лжедмитрии «повергало царя в шок» (ТЖ. 1999. No 6–7. С. 9. — М. Берлина, Н. Таршис). Он был отягощен не муками совести, но общим, глобальным неприятием и предательством. Бродил по покоям в посконной рубахе, «одинокий, никому не нужный, подобно сумасшедшему разговаривая сам с собой». Актер играл «страшное прозрение проигранной жизни, вознесенной на вершину и обреченной на бесславную гибель» (Культура. 1999. 17–23 июня. С. 9 — И. Василинина). Его герой был «большим ребенком, попавшим в мясорубку истории» (ТЖ. 2000. No 7. С. 10. — А. Чепуров). «Простодушным, робким, по-детски наивным» (Там же) представал его Подколесин («Женитьба»).У Осипа («Ревизор») Цурило — «атаманский анфас, голая грудь и пальто нараспашку». Этот «немногословный... здоровенный мужик, красавец и надежный вышибала», был для Хлестакова «и охраной, и нянькой, и зарядным устройством» (Театр. 2002. No 4. С. 10, 13. — Е. Горфункель). «Ворюга, уголовник матерый, большой, басовитый, шкаф этакий», он предпочитал «в паре жуликов-авантюристов выступать в качестве серого кардинала». Это был человек, «сохранивший здравый смысл среди сумасшедших». В сцене вранья он «своим командорским появлением напоминал: хватит трепаться, пора делом заняться» (ТЖ. 2002. No 9. С. 8. — Е. Соколинский). Др. роли: Николай I («Пара гнедых»), Арбенин («Маскарад»). Лит.: Репертуар АТ (ук.). Арх.: АТ (Л. д. Ю.А. Цурило). Мальцева, О. Цурило Ю.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 766.