По мужу Галибина.
Окончила в 1995 СПбГАТИ (курс А.Н. Куницына) и сразу же была принята в труппу Театра Ленсовета, где работала в 1996–2000 и 2006–2009. На сцене этого театра Савицкова создала несколько ярких женских образов: Электра, Оленька Племянникова (инсценировка рассказа «Душечка» А.П. Чехова), Надежда Монахова («Варвары») и др. В 2000–2003 вместе с мужем, известным актером и режиссером А.Н. Галибиным, жила в Новосибирске, где играла в молодежном театре «Глобус»: Она («Кроткая»), Розина («Женитьба Фигаро»), Рене («Маркиза де Сад»), Аделаида Ивановна («Игроки») и др.
В 2005 вернулась в Петербург и была занята в постановке Галибина «Нора» в АТ. Участвовала также в спектаклях театра «Особняк» — «Царство» (Она), театра «Балтийский дом» — «Фрекен Жюли» (фрекен Жюли).
Исполненная Савицковой в АТ центральная женская роль в ибсеновской драме «Кукольный дом» (пост. А. Галибин дал ей название по имени главной героини — «Нора») оказалась этапной в современной истории АТ, а также в судьбе актрисы. Савицкова создала образ в высшей степени современный и в то же время трагический. Это было безоговорочно признано критикой. «Ирина Савицкова — чистая Федра». «Мы любуемся красотой Ирины Савицковой», — признавала М. Дмитревская (Рос. газ. 2005. 8 июня. С. 13). Однако «ускользающая красота» спектакля знаменовала собой столь же современные мотивировки одиночества женщины в нынешнем мире.
«Ирина Савицкова — актриса мощного темперамента, одна из немногих на современной сцене, кто способен играть трагедию, но проблема в том, что она играет ее с первых минут спектакля», — подметила Л. Филатова (Независимая газ. 2005. 18 мая. С. 7). Но это было не совсем так. Нора в исполнении Савицковой в начале спектакля была холодна и внешне гламурна (чему способствовало и оформление худ. М. Азизян), однако образ все более наполнялся внутренней драмой героини: «У актрисы Ирины Савицковой, играющей главную героиню спектакля „Нора“ по драме Генрика Ибсена „Кукольный дом“, — модельная внешность. Она необыкновенно хороша. Особенно в финале, когда ее Нора навсегда уходит из дома от мужа и детей. На ней эффектное пальто в стиле, который называется „милитари“. Нора уходит на войну. Надо полагать, на войну с мужчинами. Дети этой красавицы на сцене не появляются. Как знак, как напоминание о них — множество дивных игрушек в гостиной в стиле модерн (худ. Марина Азизян) и фонограмма ангельских голосов. Ни тому, ни другому не веришь: такие женщины обычно не заводят даже кошек, не то что детей. Не знаю, входило ли это в замысел режиссера Александра Галибина и актрисы, но у них получился спектакль о женщине, обреченной на одиночество. Не о начинающей феминистке (про что ставили „Нору“ сто лет назад), не про истинное взросление и обретение души… а про такую вот патологию, очень распространенную, впрочем» (Челябинский рабочий. 2005. 8 июня. С. 4. — В. Спешков). Актрисе удалось наполнить роль объемом современного звучания, заставить классический образ мировой драматургии засветиться новыми красками.
«Нора — коронная роль дюжины великих актрис. Она из разряда ролей „с преображением“, актеры их любят за возможность по ходу спектакля полной смены облика и тона. …Предполагается, что героиня переживает революцию характера — от чистой субретки в начале к ingenue dramatique (Комиссаржевскую хвалили тем горячее, что „перерожденная Нора редко кому удается“). В Александринке на Нору выбрана Ирина Савицкова — и это принципиально. Савицкова никакая не куколка, не белочка, не птичка, не субретка и не женщина-ребенок. В ее красоте есть трагический оттенок, с самого начала она выглядит значительнее самодовольного мужа. Тут уже не Чехов, а Достоевский мерещится: будто Настасья Филипповна вышла-таки за Ганю Иволгина, но темная сила в ней присмирела лишь на время. Притом эта Нора — человек по-настоящему добрый (хотя и странной, непредсказуемой добротой г-жи Барашковой), что красивым актрисам удается сыграть нечасто. Выбором героини режиссер показал, что его история ни в коем случае не мещанская, но драматическая» (Время новостей, М. 2005. 14 мая. С. 10. — Д. Циликин). И эта драматическая история современной Норы оказалась столь же актуальной и для зрителя XXI в. Савицкова с самого начала артистической карьеры привлекла к себе пристальное внимание и зрителей, и критики.
Сыграв несколько ролей в Петербурге, Новосибирске, она заставила заговорить о себе как о выдающемся мастере современного театра. Обладая выигрышной внешностью, актриса в той же мере одарена и талантом точной театральной формы, даром эмоционально-напряженного существования на сцене, что позволило актрисе успешно испробовать свои силы в трагическом амплуа. Н.А. Таршис так писала о С.: «Современный театр получил свою актрису — незаурядного темперамента, своеобразнейшего мироощущения, актрису интеллектуальную, великолепно чувствующую сценическую структуру любой сложности» (ПТЖ. 1999. № 18–19. С. 75).
Снимается в кино. С 2009 работает в Московском драматическом театре им. Станиславского (Электротеатр Станиславский).
Лит.: СПбГАТИ СИ. С. 275; Репертуар АТ (ук.).
Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 82-с. Д. 243.
Лопатин, А. Савицкова И.В. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 618-619.
Читать далее