В АТ сыграл в сп. «Платонов» (1994), «Петербург» (2005), «Иваны» (2007).
Окончил ЛГУ как филолог-германист в 1972. В университетские годы занимался в театральной студии С. Ланцетова, в сп. «Франсуа Вийон» играл alter ego заглавного героя. «Интересно, что тема двойничества (когда я отражаю какого-то персонажа) проросла спустя многие годы на совершенно другом материале — в „Евгении Онегине“ у Андрия Жолдака. Есть закономерность в том, какие роли мне предлагают: мой персонаж нередко проецирует темную сторону героя, его страхи, тайные желания. Inferno, одним словом» (Веч. Петербург. 2015. 18 сент. С. 5. — А. Ингелевич).
После окончания ЛГУ до конца 1980-х Ингелевич был переводчиком технической литературы. На рубеже 1980–1990-х стал работать артистом, начав с выступлений в клубах и на дискотеках. «Мой „набор инструментов“ — это мой рост. Думаю, в моем случае можно говорить о понятии „карлик“ как об амплуа» (Там же). Малый рост И. (1 м) часто оказывается для режиссера возможностью усилить пластическую выразительность спектакля; активизировать традицию, связанную со зрелищностью театра, эксцентрикой, «монтажом аттракционов» в понимании С. Эйзенштейна. Например, в сп. «Петербург», где Ингелевич сыграл слугу Семеныча, была очевидна «не драматическая, а гротескная визуальная игра фактурами, объемами, живыми фигурами» (Петерб. Час Пик. 2005. 15–21 июня. С. 15. — М. Дмитревская).
С другой стороны, персонажи Ингелевича позволяют режиссерам переключать сценическое действие в надмирный план: они принадлежат ирреальному измерению и принимают таинственное участие в судьбах главных героев. Гусёк в «Иванах» заставлял убедиться, что Могучего вдохновила босхо-брейгелевская образность. Гусёк «отвечал» за сюрреализм: в одной из сцен Иван Иванович видел во сне своего сынка, поданного на блюде… и чуть не пожирал его. «Съеденный, но неизбежно возвращающийся в действие инфернальный Гусёк, сыгранный Алексеем Ингелевичем, — дух этих мест, он предок булгаковского кота Бегемота, так же невероятен, деловит, ходит по земле и возвышается на штанкетах, наполнен непостижимой вселенской печалью и мрачным вызовом, даже находясь в качестве кушанья на блюде, надменно отдает приказы по-немецки» (ИД. 2007. № 6. — Н. Песочинский). В немалой степени благодаря Гуську сценический Миргород обретал библейские очертания. Когда Иваны ссорились, пространство словно давало трещину, рушились стены условного дома, Ингелевич, спускаясь с колосников, зависал меж небом и землей и, следуя манере церковного речитатива, возглашал на все четыре стороны: «Взирай с прилежанием, тленный человече, / Яко век твой преходящ и смерть недалече». Это предзнаменование Страшного суда придавало мизансцене простодушно-суровый смысл и проявляло «вертикаль» мироздания, выстроенного А. Могучим. Сотрудничество артиста с Могучим продолжилось в моск. Театре Наций, где Ингелевич сыграл в «Circo Ambulante» (2012).
В петербургском репертуаре Ингелевич был занят в сп.: «Евгений Онегин» (Михайловский театр, 2012), «Пиковая дама» (Театр на Литейном, 2012), «Травиата» (Новая сцена Мариинского театра, 2015).
И. снимался в фильмах и сериалах, среди которых: «Посетитель музея» (1989), «Русская симфония» (1994), «Гадкие лебеди» (2006), «Царская охота» (1990), «Экстрасенс» (1991), в фильме-сп. «Заповедник гоблинов» (1993), «Петр Первый. Завещание» (2011), «Великая» (2015).
Ингелевич организовал театральный коллектив таких же малорослых людей — «блуждающе-бездомный коллектив артистов моего амплуа. Театр маленькой правды, как я его называю. Пока мы не репетируем пьес, а работаем над сценариями квестов» (Веч. Петербург. 2015. 18 сент. С. 5).
Ингелевич участвовал в различных арт-проектах, в числе которых — серия фотопортретов изв. фотографа Али Есипович (часть из них была приобретена и выставлена Русским музеем). Ингелевич стал одной из моделей этой серии. В ст. к каталогу выставки А. Боровский писал: «Аля Есипович решает, в сущности, старую задачу преодоления травмы и бремени плоти силой духа. И удача ее как художника как раз в том, насколько органично решает эту экзистенциальную задачу сам герой серии, Ингелевич» (Аля Есипович. No comment. СПб., 2004. С. 3). Ингелевич активно занимался социальной работой за границей, тесно сотрудничал с «Союзом рабочих самаритян».
Лит.: Репертуар АТ (ук.).
Авраменко, Е. Ингелевич А.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 320.
Читать далее