Вернуться
Ингелевич Алексей Анатольевич, артист театра, кино, телевидения, клубный ведущий
Ингелевич Алексей Анатольевич, артист театра, кино, телевидения, клубный ведущий
Персоналия
Ингелевич Алексей Анатольевич
Годы жизни
20.06.1950, Ленинград
Вид деятельности
Артист театра, кино, телевидения, клубный ведущий
Период работы в театре
2005, 2006, 2007 — 2013
Биография
В АТ сыграл в сп. «Платонов» (1994), «Петербург» (2005), «Иваны» (2007). Окончил ЛГУ как филолог-германист в 1972. В университетские годы занимался в театральной студии С. Ланцетова, в сп. «Франсуа Вийон» играл alter ego заглавного героя. «Интересно, что тема двойничества (когда я отражаю какого-то персонажа) проросла спустя многие годы на совершенно другом материале — в „Евгении Онегине“ у Андрия Жолдака. Есть закономерность в том, какие роли мне предлагают: мой персонаж нередко проецирует темную сторону героя, его страхи, тайные желания. Inferno, одним словом» (Веч. Петербург. 2015. 18 сент. С. 5. — А. Ингелевич). После окончания ЛГУ до конца 1980-х Ингелевич был переводчиком технической литературы. На рубеже 1980–1990-х стал работать артистом, начав с выступлений в клубах и на дискотеках. «Мой „набор инструментов“ — это мой рост. Думаю, в моем случае можно говорить о понятии „карлик“ как об амплуа» (Там же). Малый рост И. (1 м) часто оказывается для режиссера возможностью усилить пластическую выразительность спектакля; активизировать традицию, связанную со зрелищностью театра, эксцентрикой, «монтажом аттракционов» в понимании С. Эйзенштейна. Например, в сп. «Петербург», где Ингелевич сыграл слугу Семеныча, была очевидна «не драматическая, а гротескная визуальная игра фактурами, объемами, живыми фигурами» (Петерб. Час Пик. 2005. 15–21 июня. С. 15. — М. Дмитревская). С другой стороны, персонажи Ингелевича позволяют режиссерам переключать сценическое действие в надмирный план: они принадлежат ирреальному измерению и принимают таинственное участие в судьбах главных героев. Гусёк в «Иванах» заставлял убедиться, что Могучего вдохновила босхо-брейгелевская образность. Гусёк «отвечал» за сюрреализм: в одной из сцен Иван Иванович видел во сне своего сынка, поданного на блюде… и чуть не пожирал его. «Съеденный, но неизбежно возвращающийся в действие инфернальный Гусёк, сыгранный Алексеем Ингелевичем, — дух этих мест, он предок булгаковского кота Бегемота, так же невероятен, деловит, ходит по земле и возвышается на штанкетах, наполнен непостижимой вселенской печалью и мрачным вызовом, даже находясь в качестве кушанья на блюде, надменно отдает приказы по-немецки» (ИД. 2007. № 6. — Н. Песочинский). В немалой степени благодаря Гуську сценический Миргород обретал библейские очертания. Когда Иваны ссорились, пространство словно давало трещину, рушились стены условного дома, Ингелевич, спускаясь с колосников, зависал меж небом и землей и, следуя манере церковного речитатива, возглашал на все четыре стороны: «Взирай с прилежанием, тленный человече, / Яко век твой преходящ и смерть недалече». Это предзнаменование Страшного суда придавало мизансцене простодушно-суровый смысл и проявляло «вертикаль» мироздания, выстроенного А. Могучим. Сотрудничество артиста с Могучим продолжилось в моск. Театре Наций, где Ингелевич сыграл в «Circo Ambulante» (2012). В петербургском репертуаре Ингелевич был занят в сп.: «Евгений Онегин» (Михайловский театр, 2012), «Пиковая дама» (Театр на Литейном, 2012), «Травиата» (Новая сцена Мариинского театра, 2015). И. снимался в фильмах и сериалах, среди которых: «Посетитель музея» (1989), «Русская симфония» (1994), «Гадкие лебеди» (2006), «Царская охота» (1990), «Экстрасенс» (1991), в фильме-сп. «Заповедник гоблинов» (1993), «Петр Первый. Завещание» (2011), «Великая» (2015). Ингелевич организовал театральный коллектив таких же малорослых людей — «блуждающе-бездомный коллектив артистов моего амплуа. Театр маленькой правды, как я его называю. Пока мы не репетируем пьес, а работаем над сценариями квестов» (Веч. Петербург. 2015. 18 сент. С. 5). Ингелевич участвовал в различных арт-проектах, в числе которых — серия фотопортретов изв. фотографа Али Есипович (часть из них была приобретена и выставлена Русским музеем). Ингелевич стал одной из моделей этой серии. В ст. к каталогу выставки А. Боровский писал: «Аля Есипович решает, в сущности, старую задачу преодоления травмы и бремени плоти силой духа. И удача ее как художника как раз в том, насколько органично решает эту экзистенциальную задачу сам герой серии, Ингелевич» (Аля Есипович. No comment. СПб., 2004. С. 3). Ингелевич активно занимался социальной работой за границей, тесно сотрудничал с «Союзом рабочих самаритян». Лит.: Репертуар АТ (ук.). Авраменко, Е. Ингелевич А.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 320.