Персоналии
Терзопулос Теодорос, режиссёр
Терзопулос Теодорос, режиссёр
Персоналия
Терзопулос Теодорос
Годы жизни
18.10.1945, Макриялос в районе Пиерия в Северной Греции
Вид деятельности
Режиссёр
Период работы в театре
2006, 2014, 2017, 2020
Биография
Учился в драматической школе К. Микаилидиса в 1965–1967 в Афинах; его учителями были Георгий Севастикоглу, Леонидас Тривизас и Костис Михаилидис. В 1972–1976 стажировался в театре «Берлинер Ансамбль» п/р Хайнера Мюллера, Манфреда Векверта, Рут Бергхаус и Эккерхарта Шаля. В 1977 в Театральной лаборатории Фессалоников поставил пьесы Б. Брехта «Булочная» и «Красно-коричневые». С 1981 по 1983 — руководитель Школы Драмы Гос. театра Северной Греции. В Гос. театре Северной Греции поставил сп.: «Счастливый случай» С. Мрожека (1978), «За закрытыми дверями» Ж.П. Сартра (1980), «Ерма» Ф.Г. Лорки (1981), «Мамаша Кураж и ее дети» (1983). С 1985 по 1988 — художественный руководитель Международного собрания античной драмы в Дельфах. Пригласил туда таких известных мастеров, как Хайнер Мюллер, Тадаши Сузуки, Андрей Щербан, Воле Сойинка, Мина Танаку, Анджей Вайда. В 1985 Терзопулос основал театральную группу АТТИС. Один из основателей и президент (с 1991) Международного института средиземноморского театра в Греции, объединяющего 22 средиземноморские страны и проводящего целый ряд мероприятий (международный фестиваль «Насилие и мир в средиземноморском театре» в Патре (1991), семинары по театральному образованию, симпозиумы и др.). С 1993 — председатель международного комитета Театральной олимпиады. В 1995 был художественным руководителем Первой Театральной олимпиады в Дельфах «Пересекая тысячелетия». В течение нескольких лет был председателем проходившей в разных странах мира Театральной олимпиады («Создавая надежду», Сизуока, 1999; «Театр для людей», Москва, 2001; «Через границы», Стамбул, 2006; «Сцена сердца», Сеул, 2010). В 2005 основал новое Международное собрание античной драмы в Коринфе — «Skotos emon faos». В 2006 проводилось Второе Международное собрание античной драмы «Нисхождение». Пост.: «Свобода в Бремене» Р.В. Фассбиндера в Театре Л.Т. Т. в Тюбингене, Германия (1988), «Знакомство с Брехтом» (1976), «Мария Фарандури поет Брехта» (1979), «Эккехарт Шаль и Мария Фарандури поют Брехта» (Димитриа Фессалоники и Берлинер Ансамбль, 1980), «Песнь Алабамы» в Школе драмы Гос. театра Сев. Греции (1980), «Сольный концерт Эккехара Шаля» (1980), «Сольный концерт Гизелы Мэй» (Димитриа Фессалоники, 1981), «Лунные страсти, преклонение перед Лоркой» с Марией Фарандури (Мюзик Мегарон, Афины, 1996), а также радио- и телепостановки в Греции и за границей. В АТ поставил спектакли: «Эдип-царь» (2006, 2009, 2-я ред.), «Конец игры» (2014), «Мамаша Кураж и ее дети» (2017). Был сценографом и художником по свету всех своих постановок в АТ. Спектакли и мастер-классы Т.ерзопулоса неоднократно включались в программу Международного театрального фестиваля «Александринский»: 2009 — моноспектакль Паоло Музио «Эремос», а также мастер-класс «Голос и тело в театре Древней Греции» (Малая сцена); 2013 — моноспектакль Софии Хилл «Иокаста» и мастер-класс «Бесконечность импровизации» (Малая сцена); 2014 — мастер-класс «Голос и тело в классических постановках» (Малая сцена).Спектакли в театре АТТИС: «Вакханки» (1986), «Медея-материал» (1988), «Квартет» (1989), «Персы» (1990), «Освобождение Прометея» с Х. Мюллером и С. Микопоулоу в «Кунстлерхаус Бетаниен» в Берлине (1991), «Федра» с А. Демидовой в средневековом замке Патрас (1991), «Квартет» с А. Демидовой и Д. Певцовым в Театре на Таганке в Москве (1993), «Канон» (1993), «Антигона» с греч. и итал. актерами в Театро Олимпико в Виченце (1994), «Прометей прикованный» (1995), «Медея-материал» на Фабрике Марину, Фестиваль Аргос (1995), «Медея-материал» с А. Демидовой (1996), «IO = луна» на Фабрике Вавули, Фестиваль Аргос (1996), «Геракл» (1997), «Геракл» на Национальном стадионе Аргоса, Фестиваль Аргос (1997), «Дионис» (сценическая композиция на основе «Вакханок» Еврипида и доколумбовом мифе о божестве Юрупари) с колумбийскими актерами на Междунар. фестивале в Боготе (1998), «Деньги» (1998), «Нисхождение» (сценическая композиция на основе «Геракла в гневе» Еврипида и «Трахинянок» Софокла, 1999), «Геракл в гневе» Еврипида с турецкими актерами на Международном фестивале в Стамбуле (1999), «Нисхождение Геракла» (сценическая композиция на основе «Геракла в гневе» Еврипида и «Трахинянок» Софокла) с греческими и турецкими актерами, совместная постановка Театра АТТИС и Международного фестиваля в Стамбуле (1999), «Паска Девадис» — совместная постановка Театра АТТИС и Театре Кальяри (1999), «Корона» (2000), «Геракл в гневе» (2000), «Тристия» (сценическая композиция на основе монологов Медеи, Электры и Федры) с А. Демидовой, Дельфы (2000), «Гамлет, урок» с А. Демидовой (2001), «Вакханки», пост. Дюссельдорфер Шаушпильхаус, сценография Янниса Коунеллиса (2001), «Лета» (2002), «Медея-материал», в рамках художественной экспозиции «Отравы» в Технополисе в Афинах (2002), «Филоктет» в Театральной академии Берлина (2003), «Рокабай» (2003), «Триптих» (2003), «Эпигоны» (сценическая композиция на основе фрагментов из утраченных трагедий Эсхила, 2003), «Персы», с молодыми режиссерами из стран бывшего Советского Союза, постановка ЦИМа (2003), «Безумие Аякса» (2004), «Последняя маска — fallimento» (2006), «Енин» (2006), «Персы» с греческими и турецкими актерами, совместная постановка Театра АТТИС и Международного фестиваля в Стамбуле и Афинского фестиваля — Еврипид и Театр Олимпа, в Византийском Храме Св. Ирины в Стамбуле и в Эпидарусе (2006), «Кассандра» (2007), «Эремос» (2007), «Фрекен Жюли» (2008), «Прометей прикованный» в Центральной акад. драмы Бейджина (2008), «Танцовщик» (2009), «Маузер» (2009), «Иокаста». Соч.: Геометрия трагедии: Александринский «Эдип-царь» Теодороса Терзопулоса / Сост. А.А. Чепуров. СПб., 2009. Лит.: Репертуар АТ (ук.); Дыша в душу / Беседовала Ж. Зарецкая // Афиша СПб. 4–17 сент. 2006. С. 10; Звягин Ю. Инферно царя Эдипа // Рос. газ. 2006. 21 сент. С. 21; Песочинский Н. Небо над Эдипом // Час пик. 2006. 27 сент. — 3 окт. С. 15; Шитенбург Л. Эдип прозревающий // ИД. 2006. No 1; Дмитревская М. Когда бы я увидел игры грека, или Терзания Терзопулоса // ПТЖ. 2006. No 4. С. 58–60; Баринова М. Страх и трепет в древнем городе Ф. // Театр. Петербург. 2006. No 17. С. 12– 14; Чепурова О. Царь Эдип // ТЖ. 2007. No 3. С. 16–19; «Я слежу за исчезновением вещей» / Беседовал А. Гусев // ИД. 2008. No 18; «Упражнения на концентрацию освобождают от повседневной грязи» / С Т. Терзопулосом беседует Е. Авраменко // Известия. 2014. 14 янв. С.10; «Идея театра больше, чем театр» / Публ. О. Купцовой // Экран и сцена. 2016. No 7. С. 8–9; «У рус. сохранилась византийская ДНК» // Известия. 2017. 9 марта. С. 7; Пронин А. Греческий огонь // Коммерсантъ. 2009. 28 сент. С. 10; Шервуд О. Античность как средство успокоения // СПб ведомости. 2009. 30 сент. С. 3; Ставицкий А. Биохи- мия // PRO-театр. 2010. No 3–4. С. 8; Циликин Д. Спасение абсурда // Ведомости. 2014. 24 марта. С. 22; Песочинский Н. Безумие — о чем? // ПТЖ. Офиц. сайт. 24.03.2014; Шитенбург Л. Абсурдный абсурд // Город (812). 2014. No 11. С. 39–40; Ерыкалова И. «Конец игры» как конец всего живого // Смена. 2014. 14 апр. С. 12; Таршис Н. Они высиживают — о чем? // ПТЖ. 2014. No 2. С. 25–28; Комок О. Смерть на котурнах // Деловой Петербург. 2017. 3 марта. С. 10–11; Токарева М. Цвет времени — черный // Новая газ. 2017. 20 марта. С. 18. Сусеко, П. Терзопулос Т. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 713-714.
Cпектакли