Вернуться
Щербан Андрей, режиссёр
Щербан Андрей, режиссёр
Персоналия
Щербан Андрей
Годы жизни
21.06.1943, Бухарест
Вид деятельности
Режиссёр
Период работы в театре
Биография
Жена — Даниэла Дима, ассистент режиссера. Окончил в 1968 Институт театра и кино в Бухаресте. Переехал в США в 1969. Занимался в Париже в Международном центре театральных исследований у Питера Брука в 1971. Работал во многих крупных театрах США: Нью-Йоркском публичном театре, театре Линкольн-Центра, в Йельском репертуарном театре, в Театре им. Т. Гатри и в Американском консерваторском театре. Более 20 лет сотрудничает с Американским репертуарным театром. В 1990–1994 Щербан художественный руководитель Румынского национального театра в Бухаресте. Работал на оперных сценах Парижа, Женевы, Нью-Йорка, Сиэттла, Лос-Анджелеса, Амстердама, Лиссабона, Вены, Хьюстона. Работе Щербана в американском театре посвящена книга «Волшебный мир закулисья» Эда Мента. В 2008 вышел фотоальбом «Мои путешествия», в котором представлена ретроспектива драматических и оперных постановок Щербана. Щербан преподавал во многих театральных школах: в Йельской Школе Драмы, в Гарвардском университете, в Парижской консерватории, в Калифорнийском университете и др. Является профессором Колумбийского университета и директором Центра театральных исследований им. Оскара Хаммерштайна в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Среди его постановок «Юлий Цезарь» (студенческая работа в стиле театра Кабуки), «Лисистрата», «Скупой», «Гамлет», «Венецианский купец», «Укрощение строптивой», «Двенадцатая ночь», «Перикл» У. Шекспира, «Фиделио», «Пуритане» и «Норма», «Лючия ди Ламмермур», «Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Сельская честь», «Паяцы», «Вертер» и др. В АТ поставил сп. «Дядя Ваня». «Щербану все наши русские выходки, рефлексия, несобранность — откровенно чужды. Он мыслит по-американски. Слово — реакция. Поступок — ответ. Никаких полутонов» (Страстной бульвар, 10. 2009. No 4. С. 14. — Е. Павлюченко). «Александринский „Дядя Ваня“ в режиссуре Андрея Щербана разворачивается как театральный апокриф. Театр со всей его историей и зданием, с традициями амплуа и культом характерности, с призраками мейерхольдовских шедевров — набор театральных мифов становится главным сюжетом» (Экран и сцена. 2010. No 16. С. 11. — А. Тучинская). Лит.: «Чехов достиг популярности Шекспира» / Беседовала Е. Петрова // АиФ-Петербург. 2009. No 37. С. 32; «Я не могу сказать: надежды нет» / Беседовал А. Гусев // ИД. 2009. No 28; «Эмоция — это движение» / Беседовал А. Гусев // Империя Драмы. 2009. No 29; Пронин А. Танго с Чеховым // Коммерсантъ. 2009. 15 сент. С. 15; Шитенбург Л. Имение свободно от долгов // Город (812). 2009. No 34. С. 41; Песочинский Н. Игра в грязи и на небе // Театр. Петербург. 2009. 1–31 окт. С. 23– 25; Горфункель Е. Зеркало треснуло // ИД. 2009. No 29; Зарецкая Ж. Сказка про темноту // Афиша-СПб. 2009. 19 окт. —1 нояб. С. 90–91; Жукова И. Одна абсолютно несчастная деревня // Театр. вести. 2009. No 1. С. 26–27; Тучинская А. Пути традиции // Экран и сцена. 2009. No 19. С. 10–11, 14; Джурова Т. Нет выхода // ПТЖ. 2009. No 4. С. 39–41; Тучинская А. Камерный сюжет в масштабе глобализации // Совр. драматургия. 2010. No 1. С. 181–183; Холодова Г. «Пропала жизнь» // Совр. драматургия. 2010. No 2. С. 182–186; Минина Е. Драматургия финала // ТЖ. 2010. No 3. С. 21–24. Фишер, С. Щербан А. М.Д. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 809.