Вернуться
Лебедев Рэм Фёдорович, артист
Лебедев Рэм Фёдорович, артист
Персоналия
Лебедев Рэм Фёдорович
Годы жизни
30.11.1928, Ленинград - 15.04.1988, Ленинград, похоронен на Шуваловском кладб.
Вид деятельности
Звание
Заслуженный артист РСФСР (1963), народный артист РСФСР (1970), народный артист СССР (1982)
Период работы в театре
1945, 1974 — 1988
Биография
Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1986), медалью «За доблестный труд» (1957). Дочь — актриса АТ Е.Р. Лебедева. По воспоминаниям Лебедева, интерес к театру пробудился у него еще в детстве благодаря рассказам Н.К. Симонова об Александринке — Симонов был соседом по даче (Веч. Ленинград. 1982. 11 дек.). В годы эвакуации Лебедев играл в студии Омского драматического театра, писал пьесы. По окончании средней школы, вернувшись в Ленинград, работал во вспомогательном составе АТ. Обратился за советом о своей дальнейшей судьбе к Ю.М. Юрьеву — тому понравилось чтение Лебедева, и он рекомендовал его Л.Ф. Макарьеву, набиравшему первый курс Студии при ленинградском ТЮЗе (окончил студию в 1947). В 1948 стал актером ТЮЗа, где с 1948 по 1974 сыграл 57 ролей. Помимо работы в ТЮЗе в 1966 был введен на роль Фамусова в сп. БДТ «Горе от ума». С самого начала Лебедев проявил себя как характерный актер, одинаково убедительный в ролях молодых людей и возрастных (Фамусова он сыграл в 24 года). Герои Лебедева тюзовского периода были очень разнообразны: энергичный и оптимистичный Лопахин («Вишневый сад»), резонерствующий Жухрай («Как закалялась сталь»), хитроватый и жестокий Митрофанушка («Недоросль»), самодовольный Антон Антонович («Ревизор»), романтики Жуковский («В садах лицея») и Меркуцио («Ромео и Джульетта), любящий, но слабовольный Тихон («Гроза»), добродушно-рассудительный Санчо Панса («Дон Кихот»). Лебедев работал с режиссерами Л. Макарьевым, П. Вейсбремом, С. Димантом. Из последних ролей в ТЮЗе критика отмечала Семенова («Хозяин» Горького), Большова («Свои люди — сочтемся!»). Лебедев был одним из любимейших актеров тюзовского зрителя. Независимо от того, играл ли он комиссара или шпиона, от его героев исходило присущее актеру личное обаяние, чувствовались ум, доброта, понимание жизни. У Лебедева был красивого тембра крепкий тенор с мягкими интонациями, четкий, выразительный жест, легкая, несмотря на полноту, походка. Его круглое лицо с насмешливым взглядом узнавалось под любым гримом. В 1974 Л. перешел в АТ, где играл до конца жизни. Фактически Лебедев был призван подхватить эстафету «стариков» театра. Не случайно он был введен на роль Бурцева («Пока бьется сердце») после В. Меркурьева, К. Адашевского, на роль Титана Гары («Мелодия для павлина») после А. Борисова. В АТ Лебедев работал над рядом ролей русской классики: Манилов («Похождения Чичикова»), Курослепов («Горячее сердце»), Лебедев («Иванов»), Нароков («Таланты и поклонники»), Миронов («Капитанская дочка»). В современной драматургии Лебедев играл Чандвецкого («Приглашение к жизни»), отца Иону («Унтиловск»), Коровина («Веранда в лесу»), Элфреда («Маленький вокзальчик, весь в цветах»). Особенно значительной для Лебедева была роль Кутузова в сп. «Фельдмаршал Кутузов». Сам Лебедев определял свою актерскую тему и взаимоотношения со зрителями так: «Для меня это тема доброты, стремление оградить от зла, помочь им, быть для них своеобразным „спасательным буксиром“…» (Театр. Ленинград. 1983. № 4. С. 7). Следование своей теме не приводило к однообразию. Доброта могла оборачиваться благодушеством, как, например, у слащаво-сентиментального Манилова, распевающего трогательные романсы. Лебедев обладал музыкальностью, вокальными данными, которые на сцене драматического театра использовались нечасто (помимо Чичикова, в роли Толстячка — «Сказки старого Арбата»). Простодушный капитан Миронов соседствовал в его репертуаре с внешне мягким и добрым Коровиным, который тем не менее оказывался на поверку жестоким и эгоистичным. Элфред, защищая мир добра, вынужден идти на преступление. Но в каких бы ситуациях ни оказывались персонажи Лебедева, актер всегда был предельно органичен. «Ему с первых шагов были присущи поразительная жизненная достоверность игры, точное понимание социальной сущности образа, ювелирная шлифовка всего рисунка» (Ленингр. правда. 1984. 3 нояб. — О. Персидская). Лит.: Репертуар АТ (ук.); Брянцев А.А. Молодежь нашего театра // Театр. Ленинград. 1958. № 32. С. 7–8; Дмитриевский В.Н. Театр юных поколений. Л., 175. С. 166–167; Пляцковская Н. Рэм Лебедев // Театр. Ленинград. 1960. № 7. С. 6–7; Покровская Г. Горьковский хозяин // ТЖ. 1969. № 19. С. 27; Признание мастерства // Театр. Ленинград. 1983. № 4. С. 5–7. Соколинский, Е. Лебедев Р.Ф. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 405-406.