Лауреат Театр. премии им. Станиславского (1995), Гос. премии России (1999).
Окончил в 1989 ЛГИТМиК (2 года обучался в классе А.И. Кацмана; после службы в армии закончил учебу в классе Л.А. Додина). По окончании института работал в ТЮЗе им. А.А. Брянцева (1989–1991, 1993–1995), где участвовал в сп. «Петрушка, или Любовь дурака» (Петрушка), «Преступление и наказание» (Порфирий Петрович), «Над пропастью во ржи» (Холден Колфилд), «Горе от ума» (Репетилов), «Соната счастливого города» (Счастливый принц). Работал также в Эстетическом центре «Семья» и Театре Поколений (1991), Гос. драм. театре сказки на Неве (1991–1992), в Театре Ленсовета (1992).
В период работы в МДТ (1999–2000) исполнил роль Райса («Молли Суини»), участвовал в сп. «Клаустрофобия», «Стройбат», «Пьеса без названия» (вводы). Спектакли др. театров: «Кайф» (Лёша, 1991) в театре «Энтис», моноспектакль «Концерт Саши Черного для фортепиано с артистом» (1991) и «Дневник провинциала в Петербурге» (1996) на Малой сцене театра «Балтийский дом» (2-я ред. «Дневника провинциала…» — Малая сцена ТЮЗа им. А.А. Брянцева, 2002), «Голый король» (Генрих, 1995) в Молодежном театре на Фонтанке, моносп. «Эпитафия» (1993) в Камерной филармонии, моноспектакль «Русская рулетка» (1995) и «Песни западных славян» (1995), «Диалоги» (Моцарт, Фауст, Поэт, 1998) в Пушкинском театр. центре, «Лес» (Счастливцев, 1999) в Театре на Литейном, междунар. рос. — герм. театр. проект «Превращение» (1999), «На дне жизни» (Актер, 2001) в Петерб. экспериментальном театре.
К моменту прихода в АТ Девотченко завоевал в Петербурге репутацию одного из самых талантливых и востребованных актеров. Его роли в сп. Г. Козлова «Преступление и наказание», «Концерт Саши Черного для фортепиано с артистом», «Дневник провинциала в Петербурге», «Лес» обозначили вершинные точки в театральном ландшафте Санкт-Петербурга рубежа XX– XXI вв. Психологически объемный, часто парадоксальный, интеллектуально-детализированный подход к роли, совершенный слух и редкая музыкальность артиста, дар высоких худож. обобщений, органическое владение острой, эксцентрической формой преломились в каждой работе по-своему, выявляя несходные грани его трагикомического дарования, а в моноспектаклях позволили предстать его артистической индивидуальности «крупным планом». В каждой роли Девотченко в той или иной форме обнаруживается «генетическая память» его лирического героя: кажется, что он наследует вечному петерб. типу — «подпольному человеку» Ф.М. Достоевского.
На сцене АТ артист сыграл роли царевича Алексея («Сказание о царе Петре и убиенном сыне его Алексее»), Иоганнеса Крейслера («P.S. композитора Иоганнеса Крайслера, его автора и их возлюбленной Юлии»), Лопахина («Вишневый сад»), Хлестакова («Ревизор»), Скупого и Сальери («Маленькие трагедии»). Роль Крейслера явилась законченным воплощением одной из его главных актерских тем, о содержании которой в связи с ролью Счастливцева писали: «Собственно, безумие или та грань, что отделяет человека от безумия, грань, на которой мир становится слишком уж ясным, выпуклым и прозрачным или наоборот пугающе-ирреальным, — вот тема, а может быть, одна из тем Девотченко» (Театр. 2000. № 1. С. 61. — Б. Тулинцев). В сп. «P.S…» прозрачная грань — воображаемое зеркало в центре площадки — являлась фокусной точкой худож. двоемирия Крейслера и вместе с тем символом фантомной, миражной психической материи, которую продуцировал этот образ.
Виртуозность, отточенность рисунка Девотченко в роли Хлестакова («Ревизор») — «дирижера» этой сценической фантасмагории — лежала в русле актерской традиции АТ, на которую здесь опирался в своей работе Мейерхольд. Для Девотченко «Ревизор» явился радикальным шагом в освоении сценического гротеска: «…придуман и сыгран он блестяще. Он выходит из зала и по-хозяйски садится на стул прямо на сцене: зритель-хам, или привилегированная особа, или совсем уж простак-провинциал? Да он все сразу: и хам, и особа, а также трус, балбес, бывалый. Вертлявый, развязный, наглый. Гипнотизер, кидала, насильник. …То застывает, съежившись от голода, забивается в себя, то раскидывает руки и ноги широким броском, отпугивает всех, словно из него вырывается вихревая волна. Пластическая резкость Хлестакова (а это и актерское свойство Девотченко) и глухой и по временам трубный голос, бешеный взгляд оловянных глаз Ивана Александровича в совокупности ужасны, хотя забыть о том, что все это актерские приемы, тоже невозможно» (Театр. 2002. № 4. С. 11, 12. — Е. Горфункель).
Д. снялся во мн. теле- и кинофильмах. Гл. работы в кино: Герка Белена («Барак», 1999), Ралиф («Последний поезд», 2003), Шатров («Красное небо. Черный снег», 2004), Кольчугин («Агитбригада „Бей врага“», 2007).
Автор инсц. сп. «Концерт Саши Черного для фортепиано с артистом», «Дневник провинциала в Петербурге», «P. S. композитора Иоганнеса Крайслера, его автора и их возлюбленной Юлии».
Автор муз. оформления сп. «Преступление и наказание», «Соната счастливого города», «Концерт Саши Черного для фортепиано с артистом», «Дневник провинциала в Петербурге», «P.S. капельмейстера Иоганнеса Крайслера, его автора и их возлюбленной Юлии», «Лес».
Лит.: СПбГАТИ СИ. С. 264; Репертуар АТ (ук.); Вестергольм Е. Грамматика любви // ПТЖ. 1995. № 7. С. 4–11; Тулинцев Б.В. Сентиментальный вальс // Моск. наблюдатель. 1994. № 9–10. С. 3–11; Попов Л. Пили у Палкина и в «Старом Пекине» // Смена. 1996. 5 дек. С. 5; Москвина Т. Цена империи // Петерб. Час пик. 1998. 4 марта. С. 13.
Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 77-с. Д. 53.
Корнакова, М. Девотченко А.В. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 252-253.
Читать далее