Вернуться
Крейлис-Петрова Кира Александровна, артистка, драматург
Крейлис-Петрова Кира Александровна, артистка, драматург
Персоналия
Крейлис-Петрова Кира Александровна
Годы жизни
01. 07. 1931, Ленинград - 12.05.2021, Санкт-Петербург
Вид деятельности
Артистка, драматург
Звание
Заслуженная артистка России (1994)
Период работы в театре
Биография
Петрова (Крейлис-Петрова). Окончила в 1955 Школу-студию им. В.И. Немировича-Данченко при МХАТе им. М. Горького (класс А.Н. Грибова). Работала в Театре КБФ (Лиепая); в Сахалинском областном драматическом театре (Южно-Сахалинск); в МДТ и ленинградском ТЮЗе (1963– 1980, более 70 ролей); в Театре музыкальной Комедии — Анфуса («Судьба-индейка»), в петербургском Пушкинском театральном центре: Надежда Дурова («О вы, которые любили…»), в театре «Приют комедианта»; в антрепризных спектаклях, в т. ч. — Бабка («Любовь — не картошка, не выбросишь в окошко»). Известна и как автор фельетонов и монологов, которые она исполняла на эстраде, и работами на телевидении. Яркая характерная актриса. Еще в Школе-студии при МХАТе Петрову называли «жемчужиной смеха», а критики сравнивали ее с Е.П. Корчагиной-Александровской и Г.В. Богдановой-Чесноковой. Ее сценические создания отличаются «редкостным естеством и ясностью рисунка» (Экран и сцена. 2000. № 9. — М. Заболотняя). Героини актрисы нередко оказывались наделены «аурой обаяния, человечности, юмора самой актрисы» (Культура. 1996. 8 марта. С. 8. — И. Василинина). Ее дарование проявилось прежде всего в ролях комических, порой на грани фарса, но оно выходило далеко за пределы комедии. Актриса «умеет резвиться на сцене, словно настоящая клоунесса» (СПбВед. 2001. 20 сент. С. 3. — Е. Алексеева). Подобным способом, причем почти без слов, исполняла Петрова роль кухарки Маланьи («Не все коту масленица»), а также — Аграфены Кондратьевны в спектакле «Свои люди — сочтемся!». Сдержанностью отличалась игра актрисы и в роли Уланбековой («Воспитанница»). Эта героиня была то «ласковой, трогательной, забавной», то оказывалась «тверда, как скала» (Экран и сцена. 1996. 8–15 февр. С. 5. — Е. Алексеева), представая в сложном переплетении «капризного деспотизма, печальной избалованности и обескураживающей жестокости» (Экран и сцена. 1997. 6–13 нояб. С. 14. — Р. Кречетова). Средствами «искрящейся клоунады» создана актрисой «маленькая жена Диманша» («Дон Жуан»), которая была «похожа на крошечную жабу в жабо» (ТЖ. 2002. № 9. С. 16. — Л. Филатова). В АТ был поставлен спектакль по пьесе актрисы (соавтор Л.И. Медведева) «Где мое место?». Другие роли: Антоновна («Дети солнца»), Халида («Тринадцатый председатель»), Трефена («Над светлой водой»), Сильвия и мадам Кутюр («Отец Горио»), Анисимовна («Из жизни деловой женщины»), Урсула («Много шуму из ничего»), Бальзаминова («Женитьба Бальзаминова»), Ганна («Вечер»), Еремеевна («Недоросль»), Маланья («Не все коту масленица»), Фана («Колпак с бубенчиками»), Фекла Ивановна («Женитьба»), Шутиха («Сказка о царе Салтане»), Ляпкина-Тяпкина («Ревизор»), Арина Пантелеймоновна («Женитьба»). Снималась в кино. Лит.: Репертуар АТ (ук.); «Жемчужина смеха» Кира Петрова / Беседу вела Е. Щербацкая // Театр. Петербург. 2001. 16 июля–15 авг. С. 33–35. Мальцева, О. Петрова К.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 553.