Персоналии
Кузнецова Татьяна Борисовна, артистка
Кузнецова Татьяна Борисовна, артистка
Персоналия
Кузнецова Татьяна Борисовна
Годы жизни
02.02.1963, Ленинград
Вид деятельности
Артистка
Звание
Заслуженная артистка Российской Федерации (1997)
Период работы в театре
Биография
В 1992 была признана лучшей театральной актрисой года за роль Анны Франк. В 1995 получила премию Франц. института культуры за роль Маргариты Готье. В 1997 удостоена премии Театрального фестиваля в Македонии (г. Охрид) за лучшую женскую роль — Джельсомина («Прощай, клоун!»). Окончила в 1985 ЛГИТМиК (класс Р.С. Агамирзяна). В 1985–2001 и с 2011 — в Театре им. В.Ф. Комиссаржевской: Степанида («Зыковы»), царевна Ксения, царица Ирина («Царь Федор Иоаннович»), Ванда Джун («С днем рождения, Ванда Джун»), Арлетт Дюбуа («Невеста из Парижа»), Джил Теннер («Эти свободные бабочки»), Люсиль («Полоумный Журден»), Анна Франк («Дневник Анны Франк»), Клеопатра («Цезарь и Клеопатра»), Маргарита Готье («Дама с камелиями»), Джельсомина («Прощай, клоун!»), Наталья Петровна («Месяц в деревне»), Ариэль, Адриана («Sex comedy в летнюю ночь»), Мона («Безымянная звезда»), Ида («С тобой и без тебя»), Джулия Ламберт («Театр»). Работала в БДТ — Грациелла («Ложь на длинных ногах»), в театре «Русская антреприза» им. А. Миронова — Марианна («Сцены из супружеской жизни»), Елена («Чудаки»); в театре-фестивале «Балтийский дом» — Ева («Одиночество в сети»); участвовала в отдельных проектах. В своем творчестве Кузнецова прошла путь от инженю к героине. Милые, немного угловатые девочки, чуть неуклюжие, странноватые или лукаво грациозные, уступили в творчестве Кузнецовой место любящей и страдающей героине, «пленяющей женственной мягкостью, приглушенной печалью» (ПТЖ. 1995. № 7. С. 52. — Н. Рабинянц). Тех и других актриса наделяла капризными и прихотливыми модуляциями резковатого голоса. Она умеет играть «душевную странность, легкий и внезапный переход в мир ирреального» (Невское время. 1997. 11 марта. С. 4. — О. Скорочкина). Порой в ее сценических созданиях было «что-то от акварельной сомовской маркизы, что-то — от героинь Ватто» (ПТЖ. 1995. № 7. С. 50. — К. Добротворская). В АТ ее юмор и новые грани дарования обнаружила роль Татьяны («Орнитология»), вобравшая драматизм и комедийность, эксцентрику и клоунаду. Героиня, с ее «насмешливо холодной обольстительностью» (Балтийские сезоны. 2000. № 2. С. 36. — Е. Соколинский), отличалась странностью, становилась порой едва ли не клоунессой. Она обнаруживала всякий раз непредсказуемые стороны своей натуры: была и забавной, и загадочной, и красивой женщиной, и «редкой птицей», и обыкновенной «курицей» (Петерб. театр. сезоны. 1999/2000. СПб., 2002. С. 47. — И. Бойкова). После этой роли Кузнецову пригласили в труппу АТ. Странностью была отмечена и казавшаяся манерной Раневская («Вишневый сад»): «по-кукольному красивая, игрушечная», героиня нараспев говорила, движения ее были картинны. Порой — неожиданно плакала, но «как-то механически — сквозь сон» (ТЖ. 2002. № 9. С. 21. — А. Цаплина, А. Пасуев). И одновременно она воспринималась как женщина из плоти и крови, «земная яркая красота которой тревожит всех… Вспышки чувств ее кажутся порой чрезмерными, на грани срыва…». Но «то, как она в сцене бала слушает монолог Лопахина… как покидает в финале дом (без надрыва, с легкой улыбкой и легкими же слезами») — выдает в ней леди, породу» (ПТЖ. 2001. № 26. С. 124, 125. — Т. Шах-Азизова). Ее Фру Линне («Нора»), «с лицом прекрасной дриады и рассказами о своей жертвенности и дружеском бескорыстии, в которые невозможно поверить» (Час Пик. 2005. 18–24 мая. С. 15. — А. Кислова), открыла новые возможности актрисы. Др. роли: Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты»), Дженни («Out of order, или Тринадцатый номер»), Алиса Кинниан («Цветы для Чарли»). После ухода из АТ актриса вернулась в труппу Театра им. В.Ф. Комиссаржевской. Лит.: СПбГАТИ СИ. С. 258; Репертуар АТ (ук.). Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 68-с. Д. 84. Мальцева, О., Спирина, С. Кузнецова Т.Б. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 388.