Вернуться
Кулиш Татьяна Петровна, артистка
Кулиш Татьяна Петровна, артистка
Персоналия
Кулиш Татьяна Петровна
Годы жизни
04. 05. 1952, Тула - 07.08.2010, Санкт-Петербург, похоронена на Смоленском кладб.
Вид деятельности
Артистка
Звание
Заслуженная артистка РСФСР (1987)
Период работы в театре
Биография
Окончила в 1973 Ярославское Театральное училище и тогда же была принята в труппу Ярославского театра им. Ф.Г. Волкова на роли лирических героинь. Дебют актрисы в АТ состоялся в сент. 1979. Она выступила в роли Саши («Иванов»). Это был ввод, ибо основной исполнительницей являлась Л. Чурсина. Кулиш недолго пришлось ждать своей роли. В 1980 она сыграла Настёну в инсценировке «Живи и помни». Нежным, трепетным, верным, но изначально обреченным на гибель существом — такой представила актриса героиню В. Распутина. На долю Кулиш в дальнейшем выпало немалое число вводов — безымянных и часто бессловесных. Но даже такие работы, как Негина («Таланты и поклонники»), Маша «Капитанская дочка», Сольвейг («Пер Гюнт»), Зина «Дядюшкин сон», сливались в ее творчестве в некий единый молодежный образ. Героини Кулиш в этих спектаклях неизменно оставались на периферии сюжета. Решительный сдвиг в творчестве актрисы наметился тогда, когда она сыграла Виктошу («Сказки старого Арбата»). Ее героиня привлекла озорными интонациями девушки-подростка. Кипучая энергия Виктоши-Кулиш как-будто подзаряжала и весь окружающий ее мир, делая его ярче и веселее. Сотрудничество Кулиш с И. Горбачевым в этом спектакле оказалось плодотворным для обоих партнеров. Эта роль показала, что Кулиш как артистическая индивидуальность наделена большой долей духовной стойкости, которая в спектакле может приобрести героический если не характер, то оттенок. Роксана («Сирано де Бержерак») и Нина Заречная (в этой связи явились словно предисловием и послесловием к главной удаче актрисы — к образу Матери («Мать Иисуса»). Героиня Володина оказалась у Кулиш, при ее внешней хрупкости, человеком мужественным и твердым, без экзальтации, без нервозности. Отголосок темы матери получил свое воплощение в образе Ольги («Три сестры»). То, что Ольга — педагог и, главное, воспитатель, для актрисы определяющая черта ее характера. Нравственная упорядоченность человека, который твердо знает, где добро, где зло, — отличительная особенность зрелых героинь Кулиш. Именно так она сыграла Агнию («Не все коту масленица»), роль, которая дольше всего задержалась в ее репертуаре. Но актрисе не чужды и острохарактерные интонации. И с возрастом она могла бы иметь успех в комических и даже гротесковых ролях. Участие в сп. «Старые русские» (Наталья Владимировна), «Пигмалион» (миссис Пирс), «На всякого мудреца довольно простоты» (Турусина) тому залог. В 1996 актриса окончила «Школу Русской Драмы», проректором которой являлась долгое время. Ее учеников немало в труппах петербургских театров. Лит.: Репертуар АТ (ук.); Забозлаева Т. Молодежь старейшей сцены // Ленингр. правда. 1982. 31 янв.; Татьяна Кулиш и ее героини // Театр. Ленинград. 1987. № 10. С. 7–9; Забозлаева Т. Боль и страх поэта // Ленингр. правда. 1988. 9 янв.; Иняхин А. Чайки над вишневыми садами // Театр. 1991. № 2. С. 85–86; Шах-Азизова Т. Не судьба // ПТЖ. 1993. № 1. С. 12–15. Забозлаева, Т. Кулиш Т.П. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 391.