Вернуться
Соколова Юлия Германовна, артистка
Соколова Юлия Германовна, артистка
Персоналия
Соколова Юлия Германовна
Годы жизни
Вид деятельности
Артистка
Период работы в театре
1991 — 30.11.2023
Биография
Внучка актеров АТ А.В. Соколова и В.П. Крещенко. Окончила в 1991 ЛГИТМиК (класс И.О. Горбачева) и была принята в труппу АТ, где дебютировала сразу в главной роли, сыграв Машу в сп. «Машенька» (1991). Соколова активно вошла в репертуар театра и стала одной из ведущих молодых актрис. Стройная и изящная, обаятельная и темпераментная, с низким, чуть хрипловатым голосом, Соколова играла роли самой разной направленности — от лирических героинь до травести (в сп. «Первый бал Золушки» актриса играла и Золушку, и мальчика-пажа). В числе ее героинь: Мэри («Сверчок на печи»), Лаура Карлье («Блэз»), Финетта и Верочка Оброшенова («Шутники, или Похвальное слово Сумарокову»), Настя («Такая странная ночь…»), Нина и Коломбина («Колпак с бубенчиками»), Ортензия («Хозяйка гостиницы»), Софья («Недоросль»), леди Агата («Веер леди Уиндермир»), Царевна-Лебедь («Сказка о царе Салтане»), Ирина («Три сестры») и др. Московский критик И. Василинина писала: «Обязательно надо сказать об Элизе Ю. Соколовой в „Пигмалионе“ Б. Шоу. Можно посчитать, что прославленному образу в этом прочтении не хватает простодушия и искренней влюбленности. Зато талантливостью свою героиню актриса наделила вполне. Кажется, что Элиза все время хитро посматривает на окружающих, умно мистифицирует их. Она от природы одарена, прозорлива, лукава. Она все может — танцевать, смеяться, быть цветочницей и герцогиней» (Культура. 1999. 31 дек. С. 9). Героини Соколовой противоречивы, изменчивы, в них соединяются черты сильной волевой женщины и беззаботного шаловливого ребенка, опытной кокетки и упрямого подростка, драматизм и лукавое лицедейство, наивность и холодный расчет. Хрупкая маленькая женщина вступает в поединок с миром, отстаивая свое право на счастье и особенно не рассчитывая на помощь извне. Эта актерская тема варьируется в разных ролях актрисы, каждый раз обретая новое звучание, иной драм. обертон. Таковы ее Элиза Дулитл, Изабелла («Деревья умирают стоя»), Глэдис Фостер («Тринадцатый номер»), Варвара Евграфовна («Петербург»). Др. роли в АТ: служанка Авдотья, дочка Мацапура, жена Хлопова («Ревизор»), Дуняшка («Женитьба»), жена Гэли Гэя («Человек = человек»), попадья («Ксения. История любви»), Дед Мороз («Счастье»), Амалия Людвиговна («Преступление и наказание»). Снималась в кино и на телевидении: «Сказка за сказкой» (фильм-сп.), «А король-то голый» (фильм-сп.), «Безразличие», «Сотворение Адама». Лит.: СПбГАТИ СИ. С. 268. Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 78-с. Д. 147. Спирина, С. Соколова Ю.Г. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 673-674.