Персоналии
Анисимов Александр Александрович, артист
Анисимов Александр Александрович, артист
Персоналия
Анисимов Александр Александрович
Годы жизни
22.04.1938, с. Тахлы Оренбургской обл. - 16.07.2012, Санкт-Петербург, похоронен на Новодевичьем кладб.
Вид деятельности
Звание
Заслуженный артист России (1982)
Период работы в театре
Биография
Окончил в 1961 ЛГТИ (класс Е.И. Тиме и И.О. Горбачева). Еще до окончания института в 1961 был зачислен в Театр им. Ленинского комсомола (Л), где сыграл после С. Ю. Юрского роль Винченцо де Преторе («Никто»). В 1964 перешел в труппу Театра им. В.Ф. Комиссаржевской. Здесь играл Матти («Господин Пунтила и его слуга Матти»), Элистера («Миллионерша»), Яичницу («Женитьба»), Бежан («Если бы небо было зеркалом»). В этом театре определились в наиб. степени возможности актера. Стало очевидно: он актер комедийного плана, и комизм достигается им в тех случаях, когда его флегматичная манера речи, медлительность вступают в противоречие с хитростью персонажа (Матти) или ситуацией, требующей бурной энергии (Элистер). Тогда же обозначились и границы его возможностей. В ролях, требующих выявления внутреннего и тем более открытого драматизма, артист оказывался неубедителен. С 1969 по 1974 работал в нескольких периферийных театрах (Норильский театр им. В. В. Маяковского, где попробовал себя в режиссуре, Куйбышевский театр им. М. Горького, Театр им. М.Ю. Лермонтова в Алма-Ате). В 1974 вновь вернулся на два года в Театр им. В.Ф. Комиссаржевской. В 1976 А. пригласили в АТ. Здесь он исполнил более 40 ролей: Чепурной («Дети солнца»), доктор Львов («Иванов»), Великатов («Таланты и поклонники»), Гуськов («Живи и помни»), Аполлос («Унтиловск»), пастор Мандерс («Привидения»), Призрак, Актер-Король («Гамлет») и др. Проходил режиссерскую стажировку при Министерстве культуры РСФСР. В 1987 вместе с Т.С. Анисимовой поставил пьесу Г. Фигейредо «Дон Хуан», однако спектакль успеха не имел, и режиссерская линия его творчества получила продолжение только в педагогике (с 1997 — доцент кафедры режиссуры СПбГАТИ). АТ в 1970–1980 прежде всего поучал зрителя — для этого требовались хорошие резонеры. Одним из них и стал А. Склонность к резонерству (в широком смысле слова) проявилась у актера еще в Норильске, где он играл Правдина в «Недоросле» и Чешкова в «Человеке со стороны» — резонера советского. Правда, в АТ ему чаще всего поручали роли персонажей, «проповедь» к-рых опровергалась автором, постановщиком (доктор Львов, пастор Мандерс и др.). Привычка актера неск. растягивать гласные, слегка гнусавить, нервно выворачивать шею, как бы что-то скрывая, делала героев А. малопривлекательными. С годами резонерство стало проявляться в ролях степенных старцев и старичков (Владыка Кирилл в «Александре Невском» и др.). Торжественная декламационность свойственна его ролям призраков (Призрак в «Гамлете» и Командор в «Дон Хуане»). Гораздо более широкие перспективы давала А. роль Гуськова в инсценировке повести В. Распутина «Живи и помни». В дезертире Андрее из книги есть страшное и трагическое, человеческое и животное. Режиссурой такие сложности не были предусмотрены. На сцене АТ разыгрывалась мелодрама, в которой А. — Гуськову была отведена роль жалкого, загнанного существа, и только. Фактура крепко скроенного человека из села позволяла А. играть и прямо противоположное: мужицкую удаль в спектакле по Чехову («На большой дороге»), однако и здесь двойственность героя (Мерик) оказалась невыявленной. Со сменой руководства, приходом новой режиссуры А. отошел в труппе на второй план, он уже не включен в число постоянно занятых актеров, хотя А. Галибин предложил ему две роли в своих спектаклях (Потапыч в «Воспитаннице» и Яков Игнатов в «Сказании о царе Петре и убиенном сыне его Алексее»). Лукавый Годунов в новой версии «Бориса Годунова» (1999) — последняя крупная работа А. в АТ. Снимался на телевидении и в кино в фильмах: «Мятежная застава», «Седьмой спутник», «Белый флюгер», «Обыкновенная Арктика», «Тайное голосование», играл на телевидении Ведущего («Старосветские помещики»), А.С. Макаренко («Путевка в жизнь»). Др. роли: Шапкин («Справедливость — мое ремесло»), Пишка («Ивушка неплакучая»), Председатель («Над светлой водой»), Бортов («Предел возможного»), Семен («Лукия»), Мельников («Васса Железнова»), Степан («Фельдмаршал Кутузов»), Правитель («Трубач на площади»), Чика («Капитанская дочка»), Езепов («Торможение в небесах»). Лит.: СПбГАТИ СИ (ук.); Репертуар АТ (ук.). Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 6-с. Д. 60. Соколинский, Е. Анисимов А.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 77-78.