Вернуться
Ургант Нина Николаевна, артистка
Ургант Нина Николаевна, артистка
Персоналия
Ургант Нина Николаевна
Годы жизни
04. 09.1929, г. Луга Ленинградской обл. - 03.12.2021, Санкт-Петербург, похоронена на кладб. в Комарово
Вид деятельности
Артистка
Звание
Народная артистка РСФСР (1974), лауреат Государственной премии СССР
Период работы в театре
01.11.1962 — 03.12.2021
Биография
Лауреат Государственной премии СССР (1976). Лауреат премии «Золотой софит» — «За творческое долголетие и уникальный вклад в театр. культуру Петербурга» (2001). Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» III ст. (2006). В 2013 удостоена премии «Золотая маска» в номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». В 2016 году награждена Орденом Почета (Указ Президента РФ No 711 от 26.12.2016). В АТ с 1962. Сын — актер А.Л. Ургант. Внук — актер И.А. Ургант. Окончила в 1953 Ленинградский государственный театральный институт (класс Т.Г. Сойниковой и Б.В. Зона). Один год проработала в Ярославском театре им. Ф. Волкова (Маша в «Трех сестрах», Сильвия в «Двух веронцах», Катька в «Сказке» М. Светлова). С 1954 по 1962 — в Театре им. Ленинского комсомола (Л), куда она была приглашена Г.А. Товстоноговым и где исполнила около 20 ролей. Здесь сложились основные темы и мотивы, сыграны роли классического и современного репертуара. Роли этого периода сделали Ургант ведущей актрисой среди театральной молодежи Ленинграда: Галя («В добрый час!»), Лина («Первая весна»), Наташа («Униженные и оскорбленные»), Женька Шульженко («Фабричная девчонка»), Лушка («Поднятая целина»), Нинка («Проводы белых ночей»), Клава («Один год»). Эти работы открыли самобытность актрисы, собственный голос, интонацию и своеобразный лиризм. А Нинучча («Никто») — еще и способность к драматизму в сочетании с комедией. В АТ приглашена в 1962 на роль Инкен в спектакль «Перед заходом солнца». Хотя партнером актрисы был Н. Симонов, героиня Ургант рядом с ним не потерялась. Инкен, «появляющаяся впервые на сцене в наивном девичьем платье, исполнена у актрисы внутреннего достоинства и сдержанного благородства» (Портреты актеров. Л., 1971. С 18. — М. Ильина). Тихая и мягкая, Инкен руками буквально закрывала Клаузена от нашествия злых сил. Как правило, Ургант становилась адвокатом своих героинь — умеющих жалеть и жертвовать собой, но, в свою очередь, достойных жалости и сострадания. Ее героини умеют быть счастливыми и не терять душевной теплоты и щедрости. В АТ Ургант играла Беатриче («Много шуму из ничего»), Варю («Дело, которому ты служишь»), Лукию в одноименном спектакле, Раневскую («Вишневый сад»), дочь Доврского деда («Пер Гюнт»), Гертруду («Гамлет») — девушки, женщины, королевы, актрисы у нее свою жизнь не планируют, скорее, плывут, подчиняясь ее течению. Героини Ургант отдаются любви, женскому счастью, не задумываясь о том, что ждет их в будущем. Раневская у Ургант — «бесшабашная русская натура» (ПТЖ. 1993. No 1. С. 14. — Т. Шах-Азизова), доверчивая, со смущенной улыбкой. Органичность помогала Ургант вписываться в спектакли с надуманной, фальшивой режиссурой. Ее роли счастливо выделялись в них. Казалось, что актриса напрямую соприкасается с автором — с Чеховым, с современным драматургом. Эпизоды Ургант никогда не проходили бесследно. Женщина в зеленом в «Пер Гюнте» — роль почти без слов — запоминалась переливами настроений, при этом актриса никаких эффектов в запасе не имела, это была естественность сценического существования. Любимым партнером Ургант называла И.О. Горбачева, с которым самый яркий дуэт у нее сложился в комедии «Много шуму из ничего». В спектакле «Из жизни деловой женщины» (и в фильме «Премия») Ургант создала «предельно точный социально-психологический портрет женщины-руководителя своего поколения» (Кавказская здравница. 1999. 2 нояб. — Г. Михайлова). Ургант сыграла множество ролей в кино и на телевидении («Укротительница тигров», «Двенадцатая ночь», «Мать и мачеха», «Вступление», «Солдатами не рождаются», «Белорусский вокзал» и др.). Др. роли: Мари-Октябрь («Встреча»), Майя («Час пик»), Римма Шершель («Иней на стогах»), Валерия («Одни, без ангелов»), Ника («Из записок Лопатина»), Ксантиппа («Беседы с Сократом»), Елизавета Английская (одноим. пьеса, 2-я ред.), Москалева («Дядюшкин сон»), Татьяна («Комедия из нашей жизни»). Лит.: СПбГАТИ СИ. С. 218; Репертуар АТ (ук.); Беньяш Р.М. Вместе с автором // Сов. культура.1956. 7 июня. С. 3; Цимбал С. Герои Достоевского на ленингр. сцене // Ленингр. правда. 1956. 1 апр. С. 3; Театр. Ленинград.1961. No 2. С. 12; Данчич А. Образы наших современниц // Веч. Ленинград.1959. 5 февр. С. 1; Марченко Т. Когда нет равнодушных // Ленингр. правда. 1963. 15 мая. С. 3; Орлеанский А.З. а РСФСР Нина Ургант. Л., 1968; Свободин А.П. Большой круг // Театр. 1972. No 10. С. 21–22; Иванова В. Прекрасная и удивительная // Аврора. 1973. No 1. С. 52–55; Песочинская Н. Дарящая радость // ТЖ. 1971. No 23. С. 16–18; Дзюбинская О. Зарисовки характеров // Театр. 1961. No 10. С. 86–89. Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 3-с. Д. 154. Е. Горфункель, Галанина, Ю. Ургант Н.Н. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 737-738.