Персоналии
Гвоздицкий Виктор Васильевич, артист, писатель
Гвоздицкий Виктор Васильевич, артист, писатель
Персоналия
Гвоздицкий Виктор Васильевич
Годы жизни
30.09.1952, Кропоткин Краснодарского края - 21.05. 2007, Москва, похоронен на Митинском кладб.
Вид деятельности
Артист, писатель
Звание
Народный артист России (1999)
Период работы в театре
Биография
Лауреат премии им. И.М. Смоктуновского (1995). Награжден Большой золотой медалью А.С. Пушкина (1999). Окончил в 1971 Ярославское Театральное училище (класс Ф.Е. Шишигина). Работал в рижском ТЮЗе (1971–1974) — Миркин («Молодость театра»), Зеленая птичка («Зеленая птичка»), Карлсон («Новые похождения Карлсона»), Ванечка, Мойдодыр, Трубочист («Чукоккала»); в театре Комедии (1974–1980, 1982–1985) — Персине («Романтики»), Альцест («Мизантроп»), Буланов («Лес»), Тень («Тень»), Питу («Крик лангусты»); в БДТ (1980– 1982) — Помет («Дундо Марое»), Имруш («Телевизионные помехи»), Доктор («Роза и крест»), Ефимович («Кроткая»); играл в МДТ — Том («Стеклянный зверинец»); важным в творчестве актера стал моносп. «Пушкин и Натали» (режиссер К. Гинкас, Мастерская молодого актера и режиссера при Ленингр. отд. ВТО). В 1985–1995 — в труппе Моск. Театра миниатюр (позднее — Театр «Эрмитаж»): Фадинар («Соломенная шляпка»), Шлиппенбах («Нищий, или Смерть Занда»), Пралинский («Скверный анекдот»), Поэт («Вечер в сумасшедшем доме»), Дон Жуан («Дон Жуан»), Подколесин («Женитьба Н.В. Гоголя»), Дымшиц («До свидания, мертвецы!»), Казанова («Сонечка и Казанова»). В 1995–2004 — во МХАТ им. А.П. Чехова: Арбенин («Маскарад»), Тузенбах («Три сестры»), Подколесин («Женитьба»), Основа («Сон в летнюю ночь»), Сирано де Бержерак («Сирано де Бержерак»), Передонов («Учитель словесности»). Работая в этих театрах, актер одновременно играл в МТЮЗе — Парадоксалист («Записки из подполья»), Порфирий Петрович («Играем „Преступление“»); в Моск. театре им. А.С. Пушкина — Эрик («Эрик XIV»), Хлестаков («Ревизор»); в ЦИМе — Антонен Арто («Арто и его Двойник»). Снимался в кино: Беня Крик («Закат»), Шалимов («Летние люди»), Марк («Москва»), Пушкин («Медная бабушка»). Работал на радио и телевидении. Автор многочисленных эссе о совр. театре, портретов учителей и коллег. Диапазон его творческих возможностей простирался от трагического героя до «фатоватого фрачника» (ТЖ. 1998. № 4. С. 13. — С. Епифанова), «от кабаретного конферансье до неврастеника» (Виктор Гвоздицкий в это мгновение театра. М., 1998. С. 239. — З. Абдуллаева). «Актер-интеллектуал», обладающий «сверхподвижным темпераментом и ярко блестящим инструментарием: пластикой, мимикой, голосом» (Виктор Гвоздицкий в это мгновение театра. С. 146. — А. Вислов), Г. утверждал «культуру утонченного зрелища и утонченной мысли» (Там же. С. 221. — В. Семеновский). Его лицедейство отличалось «изощренностью, пластической и интонационной» (Там же. С. 258. — В. Никифорова). В АТ Г. сыграл роль Голядкина («Двойник»), в к-рой соединил все темы «маленького человека»: «зарождение душевного подполья, развитие нервного расстройства, неожиданные амбиции и одновременное желание „стушеваться“, низведение себя до „ветошки“ и потребность „быть как все“» (Петерб. Час пик. 2005. 2–9 марта. С. 15. — В. Бирон). Созданный актером образ сочетал в себе и «беса пошлости», и «Рыцаря бедного» (Новая газ. 2005. 2–9 марта. С. 22. — Е. Дьякова). Соч.: Alma mater // Моск. наблюдатель. 1992. № 10. С. 28–31; Еще мгновенье — и исчезнет // ПТЖ. 1997. № 13. С. 25–29; Звезда Юнгер // Иск-во кино. 2001. № 4. С. 51–58; Научить театру может только театр // Режиссерский театр. Вып. 2. М., 2001. С. 75–88; Близкие // Театр. 2002. № 1. С. 44–51; Нина Гуляева // Иск-во кино. 2003. № 5. С. 136–145; КАТЯВАСИЛЬЕВА // ТЖ. 2007. № 3. С. 125–127; Последние. М., 2007. Лит.: Репертуар АТ (ук.); Краткий библ. обзор // Виктор Гвоздицкий в это мгновение театра. М., 1998. С. 330–361; Любимцев П. Гвоздицкий и его двойник. М., 2010. Мальцева, О., Гвоздицкий В.В. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 196-197.