Вернуться
Гаврилова Марина Александровна, артистка, режиссер, драматург
Гаврилова Марина Александровна, артистка, режиссер, драматург
Персоналия
Гаврилова Марина Александровна
Годы жизни
23.06.1949, Ленинград - 22.04.2014, Санкт-Петербург, похоронена на Большеохтинском кладб.
Вид деятельности
Артистка, режиссер, драматург
Звание
Заслуженная артистка России
Период работы в театре
01.10.1972 — 22.04.2014
Биография
Дочь актера ТЮЗа им. А.А. Брянцева А.З. Гаврилова и режиссера, театрального педагога Л.Г. Гавриловой. Окончила в 1971 Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии им. Н.К. Черкасова (класс Р.Р. Сусловича). Яркая характерная актриса играла и глубокие драматические роли, и почти буффонные. Среди ее работ гораздо больше ролей второго плана и эпизодических. Но каждая роль была сделана мастерски. Ей удавались образы женщин волевых и целеустремленных, она блистательно играла самые разнообразные вариации этой темы: от умной саркастичной Натальи в сп. «Васса Железнова» и эгоистичной Регины в «Привидениях» до обольстительной воительницы Миррины в «Лисистрате» Аристофана и гротескной «замоскворецкой вамп» Устиньи Наумовны в «Свои люди — сочтемся!». В ее исполнении Наталья («Васса Железнова»), холодная, занятая собой, была постоянным и жестоким оппонентом всем, вкл. мать, являлась плотью от плоти Вассы, ее жизненной философии, замкнутой в кругу кровавой меркантильности. В то же время, не смакуя озлобленности героини на поразивший ее мир, актриса выявляла черты не окончательно погибшей души — неприязнь к цинизму и мажорное, еще юношеское внимание к простейшим знакам естественной красоты. Ее незаурядное комедийное дарование раскрылось в образе Устиньи Наумовны («Свои люди — сочтемся!»). В острой игре, пользуясь лаконичным яз. и не скрывая юмористического отношения к героине, актриса создала характер, в к-ром сочетались язвительность и снисхождение к людским слабостям. Умение актрисы с помощью неск. штрихов создать емкий, запоминающийся характер обнаружилось в целом ряде образов, в т. ч.: Консуэло («Жизнь Сент-Экзюпери»), Виктория («Ночью без звезд»), Нинетта («Зеленая птичка»), а также в многочисленных эпизодических ролях, среди к-рых Иренка и Гостья («Час пик»), жена и Нина («Справедливость — мое ремесло»), музыкант («Много шуму из ничего»), Клава и Аля Козлова («Из жизни деловой женщины»), Вера («Живи и помни»), Тереза («Отец Горио»). Др. роли: Агния («Унтиловск»), Жанна («Московские каникулы»), Маша («Ивушка неплакучая»), Хрисотемида («Моя любовь Электра»), Анфиса, Раиса («Женитьба Бальзаминова»), Катя («Платонов»), Хрюмина («Горе от ума»), Джулия («Театр»), Баба («Борис Годунов»), Бабариха («Сказка о царе Салтане»), Маша («Три сестры и дядя Ваня. Бенефис для артисток ненужного возраста»), Ляпкина-Тяпкина («Ревизор»). Автор пьес, поставленных во мн. театрах: «Звезды немого кино», «Мы из Одессы, здрасте!», «Золушка в Венеции», «Веселый остров времен Екатерины», «Яблочная леди», «Новорусское чадо», «Театр Джулии» и др. Как режиссер поставила по своим пьесам сп. «Обманы», «Три сестры и дядя Ваня. Бенефис для артисток ненужного возраста», а также осуществила пост. «Театр» (все — на Малой сцене АТ) и «Неизвестный» (в Царском фойе). Лит.: СПбГАТИ СИ. С. 235; Репертуар АТ (ук.); Ороховацкий Ю. «Васса Железнова» // Веч. Ленинград. 1983. 2 июня; Маргорина Е. Три Вассы // ТЖ. 1984. № 10. С. 25; Михайлов А. Осуждение Вассы // ТЖ. 1984. № 20. С. 4; Марина Гаврилова / Беседу вела Т. Сойнова // Театр. Петербург. 2002. № 12. С. 28–29; Второе дыхание. Марина Гаврилова / Беседу вела Е. Борисова // ТЖ. 2002. № 9. С. 19–20. Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 23-с. Д. 43. Мальцева, О., Спирина, С. Гаврилова М.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 190.