Награжден орденом Дружбы (2006). Лауреат премии «Золотой софит» (2016).
Окончил в 1972 Горьковское Театральное училище (класс В.С. Соколоверова). Работал в Пензенском областном театре драмы им А.В. Луначарского (1972–1983), сыграв более 40 ролей, среди которых Мелехов («Тихий Дон»), Нагульнов («Поднятая целина»), Антипа Зыков («Зыковы»), Отелло («Отелло»), Михай Груя («Святая святых»), Чешков («Человек со стороны»), Шиндин («Мы, нижеподписавшиеся»), Лопатин («Из записок Лопатина»).
Снимался в кино (более 50 ролей): Чебышев («Солнечный ветер», 1982), Григорий («В стреляющей глуши», 1985), Рожнов («Борис Годунов», 1986), Полшкипер («Левша», 1986), Тюнин («Зеркало для героя», 1987), Стас («Дни и будни Серафимы Глюкиной», 1988), Махонин («Торможение в небесах», 1989), Ермаков («Танк КВ-2», 1989), Иона («Рой», 1989), купец («Хмель», 1990), Баев («Гений», 1991), начальник пароходства («Русский транзит», 1992), сановник дворца («Замок», 1993), начальник тюрьмы («Макаров», 1994), Долгорукий («Царевич Алексей», 1995), Грязнов («Крот», 2000), генерал штаба («Война», 2001), сановник («Любовь императора», 2003), Мороз («Гибель империи», 2004), Гаврилыч («Не думай про белых обезьян», 2005), Прохор Петрович («Мастер и Маргарита», 2005) и др.
Актер драматического и незаурядного комедийного дара, «обаятельной мужественности и основательности» (ТЖ. 1996. № 10. С. 6. — И. Василинина). Острохарактерные герои Смирнова обладают мощным подвижным темпераментом. Актер перевоплощается «до неузнаваемости, внешне нисколько не меняясь» (Веч. Петербург. 1995. 3 авг. — Т. Забозлаева). «Имея сложение богатыря» и «богатый, почти громовой голос», он мог быть «и тонко ироничным, и даже лирическим» (ТЖ. 2000. № 7. С. 9. — А. Чепуров). Сказовое начало было в его Пугачеве («Капитанская дочка»). Даже в неподвижности героя чувствовались «спрессованность и воля» (ТЖ. 1985. № 20. С. 3. — Г. Лапкина).
«Игрой, ерничаньем», «неожиданными переходами и артистизмом» (ТЖ. 2000. № 7. С. 9. — А. Чепуров) отличался Большов Смирнова в спектакле «Свои люди — сочтемся!». Здесь актером была представлена драма «поверженного титана», чья «уверенность в своих силах и вседозволенности» (ТЖ. 1998. № 7. С. 37. — Е. Сальникова) лишила его самого бдительности.
Мощно и жестко актер играл Фамусова («Горе от ума»), который в его исполнении оказался «острым, современным, хулиганским, почти бандитским архиплутом» (ТЖ. 2000. № 7. С. 9. — А. Чепуров). Герой воспринимался как «вневременное олицетворение психологии власти». Его отличали «безотчетность и безнаказанность» и «настоящий ум», дающий возможность владеть ситуацией. «Никакой расплывчатости, барской вседозволенности». Он был «сух, жесток и как бы над всем нависающ. Ему не страшны тирады Чацкого» (Экран и сцена. 1997. 6–13 нояб. С. 14–15. — Р. Кречетова).
Петр («Сказание о царе Петре и убиенном сыне его Алексее») в исполнении Смирнова был «монументальным, страшным и вместе с тем… выступал рабом своего мифологизированного образа» (ТЖ. 2000. № 7. С. 9. — А. Чепуров). Глубоко интеллигентным, доверительным, горько ироничным был его Шаляпин в моноспектакле «Прощай, Россия!».
Другие роли.: Рембо («Фельдмаршал Кутузов»), Железнов («Васса Железнова»), Митрич («Власть тьмы»), Москалев («Дядюшкин сон»), писатель («Самоубийца»), Шаляпин («Колокола»), Скотинин («Недоросль»), Чебутыкин («Три сестры»), Гамлет, затем — Клавдий («Гамлет»), Отелло («Отелло»), Бугров («Платонов»), Чебутыкин («Три сестры»), Он («…Sorry»), Яичница («Женитьба»), Патриарх («Борис Годунов»), Дон Луис («Дон Жуан»), Кукольник («Ярмарка тщеславия»), Мамаев («На всякого мудреца довольно простоты»), Ляпкин-Тяпкин («Ревизор»), Иван Никифорович Довгочхун («Иваны»), Полоний («Гамлет»), Баптиста, первый егерь («Укрощение строптивой»), дед Федор («Счастье»), Норандо («Ворон»), Папа Римский («Новое время»). Играл моноспектакль «Перечитывая любимые страницы…», поставленный по стихам и прозе русских писателей.
Лит.: Репертуар АТ (ук.); «Претензии? — Только самому себе!» / Беседовала Т. Забозлаева // Ленингр. правда. 1990. 12 авг. С. 3; Назвался профессионалом — будь им / Беседовала Т. Забозлаева // Веч. Петербург. 1991. 26 дек. С. 3; Забозлаева Т. Никогда не играет — живет // Кавказская здравница. 1991. 5 нояб. С. 3; Между Гамлетом и Отелло / Беседовал В. Полушко // СПбВед. 1993. 3 июля. С. 3; Крижанская Д. Когда мы, мертвые, пробуждаемся… // ПТЖ. 1993. № 1. С. 16–18; Таинство общения со зрителями / Записал В. Сидоркин // Сев. курьер, Петрозаводск. 1993. 1 июля. С. 3; Забозлаева Т. Похожий на льва // Веч. Петербург. 1995. 3 авг. С. 3; Я объявился в Питере Емелькой Пугачевым // СПбВед. 1999. 17–23 апр. С. 19; Из Керчи в Вологду / Записал В. Дзяк // Балтийские сезоны. 2002. № 5. С. 14–20; Упасть в оркестровую яму / Записала Е. Слепышкова // ТЖ. 2006. № 3. С. 65–66; Шитенбург Л. Царское дело // ИД. 2007. № 5; Скороход Н. Непроявленный снимок // ПТЖ. 2010. № 1. С. 52–54; Тучинская А. Новый «Гамлет» Александринского театра // Зрительный ряд. 2010. № 15. С. 10; Горфункель Е. Укрощение Шекспира // ИД. 2010. № 39; Алексеева Е. Монолог как автопортрет // СПбВед. 2015. 25 июня. С. 3; Циликин Д. Old school и девчата // Деловой Петербург. 2015. 25 дек. С. 16.
Мальцева, О. Смирнов В.Ф. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 659-660.
Читать далее