Вернуться
Галибин Александр Владимирович, режиссёр
Галибин Александр Владимирович, режиссёр
Персоналия
Галибин Александр Владимирович
Годы жизни
27.09.1955, Ленинград
Вид деятельности
Режиссёр
Звание
Заслуженный артист РСФСР (1991), народный артист России (2006).
Период работы в театре
1995 — 1998, 2003 — 2005
Биография
Школьником занимался в ТЮТе (при ленингр. Дворце пионеров). Окончил в 1977 ЛГИТМиК (актерская мастерская Р.С. Агамирзяна). В послужном списке Г. — работа монтировщиком сцены, слесарем-монтажником и др. до учебы в институте, а также работа в Театре им. В.Ф. Комиссаржевской (1977–1979), работа на киностудии им. А. Довженко (1979– 1980), на киностудии «Мосфильм» (1980), киностудии им. М. Горького (1980), на Одесской киностудии (1981), на киностудии «Ленфильм» (1981–1994). В 1994–1995 — актер и режиссер-постановщик в Театре на Литейном. В 1995–1998 — режиссер-постановщик АТ. С 1998 по 2000 — режиссер-постановщик Мариинского театра. В 2000–2003 — гл. режиссер Новосибирского молодежного театра «Глобус». В 2003–2005 — гл. режиссер АТ. Режиссерское образование получил в ГИТИСе, у А. Васильева, оставаясь в «Школе драм. искусства» с 1988 по 1992. Его актерский дебют в Театре им. В.Ф. Комиссаржевской — король Филипп в сп. «Легенда о шутовском колпаке». Здесь же сыграны роли Славы («Пять вечеров»), царевича Федора («Царь Борис») и др. Много снимается в кино начиная с 1976 («И другие официальные лица», «Трактир на Пятницкой», «Поэма о крыльях», «Батальоны просят огня», телесериал «Жизнь Клима Самгина»). Несмотря на нек-рую однотипность ролей, игра Г. обращала на себя внимание, его молодые герои не по годам серьезны и наделены недюжинной волей, твердым характером. После значительного перерыва возвращается в кино и снимается в фильмах «Романовы. Венценосная Семья» (Николай II, 2000), «Рагин» (Громов, 2004), телесериалах «Мастер и Маргарита» (Мастер, 2006), «Свой-Чужой» (Ильюхин, 2007). Режиссерский дебют состоялся на площадке Гильдии актеров («Эскориал» М. Де Гельдерода). Последовавшие затем спектакли на сцене Молодежного театра на Фонтанке, в Театре на Литейном свидетельствовали о появлении самобытного мастера. Это «Ля фюнф ин дер люфт» (1993), «Три сестры», «Арфа приветствия» (1994), «Городской романс» («Оборванец») (1995), «Вера, Надежда, Любовь» («Карамболь») (1999), «С любимыми не расставайтесь» (2002). Режиссура Г. — производное от уроков А. Васильева плюс личностный «нерв». Режиссер всегда углублен в лит. основу, его режиссура рациональна, а театральность — намеренно жестка. Говоря словами критика, режиссура Г. — объединение «техники и философии» (ПТЖ. 1997. № 13. С. 48. — Н.В. Песочинский). Лирика, все же свойственная спектаклям Г, «замаскирована» в самоограничении автора, к-рое не до конца распространено на исполнителей. Актеры компенсируют холодноватый, мужественный аскетизм режиссуры Г. (так происходило в сп. с вариациями «Городской романс, или Оборванец», где актеры были как бы отпущены на свободу). В новосибирском «Глобусе» Г. поставил «Царя Максимьяна», нар. драму по совр. лит. варианту Е. Греминой, Э. Кочергина, Г. и участников спектакля, «Плачевную повесть о Дон Кихоте Ламанчском» Е. Греминой, «Женитьбу», «Игроков», «Кроткую», «Бульвар преступлений» Э.Э. Шмитта. В этих пост. Г. продолжал искать «золотую середину» между зрелищностью и самоуглублением, между интересами зрительного зала и концептом мысли-формы. Первый период работы режиссера в АТ пришелся на время творческой реконструкции театра, и Г. принял в ней участие сп. «Воспитанница» (1995), «Сказание о царе Петре и убиенном сыне его Алексее» (1997), «Женитьба» (1998). Г. сознательно разрушал традиционную академичность АТ, брался за новую драматургию, прибегал к гротеску, стилизации, эффектно совмещал актерские индивидуальности. В «Воспитаннице» «люди-куклы вдохновенно играют человеческие страсти» (ПТЖ. 1997. № 13. С. 52. — Н. Песочинский). Возвращение Г. в Петербург из Новосибирска пришлось на время стабилизации АТ. По сути, функции гл. режиссера в этот период сузились до постановок самого Г.: новая ред. «Женитьбы» (2004), «Ангажемент» по пьесам Ю. Князева и А. Чехова (2004), «Нора» (2005). Эти спектакли вписывались в общую линию режиссуры Г., в его поиски театра интеллектуального, зрелищного и при этом актерского. Для такого театра не обязательна одна единственная сцена, он возникает на разных сценах, в разных городах и за рубежом (среди заруб. пост. «Игроки» в Австрии, «Преступление и наказание» в Финляндии, «Дядя Ваня» в Польше, «Страсти по Иоанну» С. Губайдуллиной в Голландии). Лит.: СПбГАТИ СИ. С. 244; Репертуар АТ (ук.); Скорочкина О. Ин дер люфт… // ПТЖ. 1993. № 4. С 38–39; «Я уже был популярным…» / Интервью берет А. Файницкая // ПТЖ. 1993. № 4. С. 40–44; Меня интересует только будущее / Беседу вела Л. Лебедина // Труд. 2002. 19 янв. С. 5. Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 39-с. Д. 33. Горфункель, Е. Галибин А.В. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 192-193.