Персоналии
Борисов Александр Фёдорович, артист
Борисов Александр Фёдорович, артист
Персоналия
Борисов Александр Фёдорович
Годы жизни
18.04. (01.05).1905, Петербург — 12.05.1982, Ленинград, похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища
Вид деятельности
Звание
Народный артист СССР (1951), Герой Соц. труда (1982). лауреат Гос. премии СССР (1950, 1951, 1975)
Период работы в театре
Биография
Награжден орденом Ленина (1975, 1981), орденом Трудового Красного Знамени (1965), орденом «Знак Почета» (1939), медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Родители Б. работали на ткацкой фабрике в Петербурге. Был женат на актрисе АТ О.Н. Бибиновой. В 1923 после трудовой школы был принят в ШРД, учился у Ю. М. Юрьева, был занят в сп. «Смерть Пазухина», «Смерть Иоанна Грозного», «Лизистрата», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Старый Гейдельберг», «Коварство и любовь», «Маскарад», «Когда спящий проснется», «Идеальный муж», «Царь Эдип», «Горе от ума», «Полубарские затеи», «Яд» и др. В 1926 по окончании Студии стал актером АТ. Герои Б. в оснновном оказывались созвучны его личности, точнее всего о них сказано в кн. Ю.П. Рыбаковой: «Герой Борисова появляется не для исключительного поступка, не для минутного подвига. Он проживал будничную жизнь, где все мгновения равны и все одинаково отданы делу, которое он считает правильным. Он верен себе и равен себе... Его герой не борец и, как правило, не человек волевых усилий. Он отдается в руки судьбе, заботясь лишь о своей чести» (Рыбакова Ю. Александр Борисов. Л., 1987. С. 167). Сначала были роли проходные, эпизодические, чаще всего безымянные (старик, нищий, батрак, рабочий и др.). Становление и признание пришло с ролью Волгина в «Чудаке» (1930). Исполнитель сказал немало правды о молодом герое, хотя в чем-то разошелся с автором. Волгин Афиногенова был фигурой многоплановой, сложной. Б. же играл, как сам признавался, простого сов. парня, улыбчивого, здорового, жизнерадостного, полного безграничной веры в жизнь (см.: Из творческого опыта. М., 1954. С. 113). Зрители приветствовали молодого энтузиаста и его исполнителя, критика отнеслась к нему настороженно. Но так или иначе Чудак Б. положил начало новому явлению в искусстве — лирическому обыкновенному герою. Значительной в судьбе Б. была встреча с В.П. Кожичем. Режиссер не только оценил силу лирического дарования актера, но и заставил служить этому дарованию его незаурядные вокальные данные. Его Петр («Лес», 1936), забитый и униженный, вырастал в нового человека, тянущегося к свету, и этому его преображению помогала песня. В «Горячем сердце» (1942) сила характера Гаврилы прежде всего выражалась в песне. С песней он был вольная душа, она помогала ему жить и победить. В результате совместной работы Кожича и Б. «Пучина» (1955) стала рассказом о сопротивлении чести миру бесчестия. В начале Кисельников у Б. легок и свободен, по мере того как перед ним росла стена несчастий и невезений, он мрачнел, падал духом, но не терял ни веры, ни доброты. Вынужденное падение Кисельникова повергало его в пучину безумия. В годы Великой Отечественной войны Б. вместе с К.И. Адашевским и баянистом И.И. Маланиным создали эстрадные обозрения «Огонь по врагу». Кузьма Ветерков и Илья Шмельков, герои этих еженедельных радиовыступлений, полюбились слушателям не меньше, чем Василий Тёркин А.Т. Твардовского. Одна из наиболее значимых ролей Б. в современном репертуаре — Лаврухин в «Годах странствий» (1954). Несколько резонерский образ был согрет у актера глубоко личной, лирически-грустной интонацией. Неразделенная любовь к Ольге не позволяла ему очерстветь душой. Он был сосредоточеннее и умудреннее своих молодых друзей, но тепло и с какой-то певучей печалью откликался на их сомнения, беды и радости. Среди др. ролей: Кимбаев («Страх»), Микола («Девушки на- шей страны»), Самозванец («Борис Годунов»), Сергей Котов («На берегу Невы»), Козловский («Русские люди»), Рекало («За тех, кто в море!»), Степан («Победители»), Царь Федор («Царь Федор Иоаннович»), Печерский («Друзья и годы»), Позднышев («Между ливнями»), Кузовкин («Нахлебник»), Плюшкин («Похождения Чичикова»), Светловидов («Лебединая песня») и др. С 1937 снимался в кино, сыграл в 30 фильмах: Павлов («Академик Иван Павлов», 1949); Мусоргский («Мусоргский», 1950); Лапин («Верные друзья», 1954); Гедеонов («Зеленая карета», 1967) и мн. др.; снимался в фильмах-спектаклях: Отрепьев («Концерт на экране», сцена из «Бориса Годунова», 1940), Гаврило («Горячее сердце», 1953), Счастливцев («Лес», 1953). Поставил фильмы «Кроткая» (1960) и «Душа зовет» (1962, совм. с М. Руфом). Соч.: Образ и перевоплощение // Театр. 1953. No 10. С. 101–110; Заметки актера // ЛГ. 1956. 17 апр.; Объяснение в верности // ТЖ. 1969. No 10. С. 12–13; Зависит от режиссера // ТЖ. 1971. No 1. С. 13–15; Восемь встреч // ТЖ. 1973. No 1. С. 28–29; Исполнение желаний // ТЖ. 1976. No 3. С. 22–23. Лит.: ТЭ; Репертуар АТ (ук.); Кара С. Александр Борисов. М., 1952; БейлинА.М.Народный артист Александр Борисов. Л., 1964; Ви- вьен М. Творчество, согретое душой // Аврора. 1980. No 6. С. 143–145; Белая Э.Н. Добрый талант А.Ф. Борисова // Актерское мастерство акад. театра драмы им. А.С. Пушкина. Л., 1983. С. 98–112. Арх.: СПбМТиМИ. Ф. 230; ЦГАЛИ СПб. Ф. 259. Оп. 2. Д. 67. Л. 111–118; Ф.260. Оп.1. Д.380.Л.2,4,8,26; Д.387. Л.4; Д.388. Л. 29,31; Д. 417. Л. 60; Д. 496. Л. 13; Д. 603. Л. 6; Д. 923. Л. 35 об.; Д. 1066. Л. 1; Ф. 448. Данилова, Л. Борисов А.Ф. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 120-121.