Вернуться
Соколов Александр Васильевич, артист, режиссёр драмы и оперы, театральный педагог
Соколов Александр Васильевич, артист, режиссёр драмы и оперы, театральный педагог
Персоналия
Соколов Александр Васильевич
Годы жизни
15 (28).08.1906, с. Казанка Валуйского у. Воронежской губ. - 28.07.1996, Санкт-Петербург, урна в колумбарии крематория
Вид деятельности
Артист, режиссёр драмы и оперы, театральный педагог
Звание
Заслуженный артист РСФСР (1953), народный артист РСФСР (1976)
Период работы в театре
01.09.1930-30.09.1935, 10.11.1954-1988
Биография
Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1967), орденом «Дружбы народов» (1982), медалями «За оборону Ленинграда» (1942), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Был женат на актрисе АТ В.П. Крещенко. Внучка — актриса АТ Ю.Г. Соколова. Родился в семье крестьянина. В дальнейшем семья переехала в Армавир, где в 1926 Соколов окончил единую трудовую школу-девятилетку. Учась в школе, начал посещать студию драматического искусства при Посредрабисе, затем был зачислен артистом в Театр-студию, где проработал около года. В 1927 приехал в Ленинград и сдал приемные экзамены в Техникум сценических искусств, хотя имел направление для поступления в консерваторию от Краснодарской театральной студии, в которой таким образом отметили его певческие данные и музыкальность. Но он ограничил свое вокальное образование уроками у Г. Боссэ, который предложил заниматься с ним бесплатно. В 1930 Соколов получил диплом актера (класс Л.С. Вивьена) и поступил в труппу АТ, где служил до 1935. Параллельно в 1931– 1932 занимался на режиссерском отделении ТСИ у С.Э. Радлова и В.Н. Соловьева. В АТ учился у мастеров и нередко их дублировал, например, Л. Вивьена в роли Коло д’Эрбуа («Робеспьер»), был занят как в эпизодических, так и больших ролях: Рудольф («Суд»), Крижень («Светите, звезды»), Дробный («Чудак»), Эунэ («Столпы общества»), Кокумбай («Мятеж»), Владимир («Рельсы гудят»), Величко («Диктатура»), Никанорыч и дьяк («Ярость»), Тибо и Колло д’Эрбуа («Робеспьер»), Бородин и молчаливый член президиума («Страх»), Фельдкурат Кац («Похождения бравого солдата Швейка»), придворный, крестьянин и разбойник («Дон Кихот») и др. К 1932 относятся первые режиссерские опыты — «Магистраль» Ю. Никулина, Ан. Штейна, С.Э. Радлова, в 1935 «Афродита» Богданова в ТРАМе, в 1935–1936 с курсом выпускников Л. Вивьена «Последние» Горького и «Далекое» Афиногенова, «Маскарад» Лермонтова и «Чудесный сплав» В. Киршона (1934, Архангельский Большой драматический театр). С 1935 по 1945 Соколова вместе с В.П. Кожичем и Н.С. Рашевской направили в Театр им. Ленинского комсомола (Л) (во время Великой Отечественной войны в Архангельске, Молотове, Серове и др.). Там сыграны Галкин-Келлер («Очная ставка»), кулак Сторожев («Земля»), Окаемов («Машенька»), Федор Таланов («Нашествие»). «Как актера его не влекут герои (будь то положительные или отрицательные), написанные мягкими акварельными красками, в полутонах, со сложными психологическими переходами. Ему больше по душе люди „одной страсти“, напористые, волевые, активно отстаивающие свою правоту и свои заблуждения» (Веч. Ленинград. 1959. 3 февр. — С. Симов). Поставил спектакли: «Падь Серебряная» (1936), «Варвары» (1938), «Крылатое племя» (1941), «Бессмертный» (1942), «Ночь ошибок» Голдсмита (1942), «Нашествие» (1943), «На всякого мудреца довольно простоты» (1944), «Старинные водевили» (1944). С 1945 по 1948 — работал в Блокадном театре, с 1948 в БДТ, где вел актерскую и режиссерскую деятельность. В 1952 и 1953 поставил в театрах Армии Чехословакии и Венгрии «Разлом» Лавренева. В 1951 за постановку этого спектакля в БДТ получил Сталинскую премию. В 1954 вернулся в АТ. Первой ролью на родной сцене стал Сиплый в «Оптимистической трагедии», эта роль вывела его в число ведущих актеров Ленинграда. «Образ Сиплого продуман и отчеканен до мельчайших подробностей. Обвисший бушлат на обезьяньи ссутулившийся фигуре, полуметровая кобура маузера, болтающегося чуть ли не у самых колен, развинченная походка, разболтанные жесты, злорадный оскал омерзительной улыбки — таков анархиствующий, вконец разложившийся подонок» (Веч. Ленинград. 1957. 4 окт. — С. Осовцов). Далее последовали: старый рабочий Басманов в «Журбиных», завмаг Новожилов в «Одной ночи», Федор Таланов в «Нашествии». «В его ролях будто отстоялись черты типического характера, в них обязательно читается устойчивое начало. И поэтому с точки зрения социальной психологии, они любопытны прежде всего глубиной обобщения» (Веч. Ленинград. 1957. 19 авг. — Ю. Смирнов-Несвицкий). При этом актер отдавал предпочтение ролям современников или образам русской классики. Это определяло и выбор режиссерских работ: Соколов тяготел к воплощению исторических полотен с массовыми сценами, решения которых отличались особенным мастерством и тщательностью, что наиболее полно реализовалось в постановках оперных спектаклей в ленинградских театрах — «Броненосец Потемкин» и «Угрюм-река» в Малом оперном театре в 1955 и «Судьба человека» в ГАТОБ (1961). Спектакль был выдвинут на соискание Ленинской премии. В списке пост. также «Демон» Рубинштейна (1964), «Борис Годунов» Мусоргского (1967), «Иван Сусанин» Глинки в ГАТОБ. В АТ как режиссер поставил спектакли: «Варвары» (1946), «Хлеб наш насущный» (1947), «Царь Федор Иоаннович» (1957). Другие роли в АТ: Чентурионе («Заговор Фиеско»), Шварц («Потерянный сын»), Турунтаев («Пучина»), доктор Гренок («Скандальное происшествие с мистером Кэттлом и миссис Мун»), Силан («Горячее сердце»), Плюшкин («Похождения Чичикова, или Мертвые души»), Юрнас, боцман («Дикий капитан»), Золотухин («Дело, которому ты служишь»), Леонато («Много шуму из ничего»), шут («Легенда об Уленшпигеле»), Костылев («На дне»), дядя Коля («Ивушка неплакучая»), Ковшов («Пока бьется сердце»), Кальмон («Зеленая птичка»), Круглосветлов («Плоды просвещения»), Беннигсен («Фельдмаршал Кутузов») и др. Много занимался педагогической деятельностью. 1931–1942 — старший преподаватель кафедры актерского мастерства ТСИ — ЛГТИ. С 1932 ассистент Вивьена. До 1941 выпустил четыре курса актеров драмы, вел занятия с режиссерами. Снимался в кино и на телевидении. Особенно запомнилась роль Бориса Тимофеевича в экранизации оперы Шостаковича «Катерина Измайлова» — «олицетворение жестокости, человека, превратившего жизнь своих близких в пытку» (Веч. Ленинград. 1967. 19 авг. — Ю. Смирнов-Несвицкий). Лит.: СПбГАТИ СИ (ук.); Старейший мастер сцены // Театр. Ленинград. 1981. № 41. С. 6–7; Некр.: Петерб. Час пик. 1996. 31 июля. Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 4. Д. 26. Л. 68–74. АТ (Л. д.; Личный листок по учету кадров; Личная учетная карточка А.В. Соколова). Третьякова, Е. Соколов А.В. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 669-670.