Вернуться
Суслович Рафаил Рафаилович, режиссёр
Суслович Рафаил Рафаилович, режиссёр
Персоналия
Суслович Рафаил Рафаилович
Годы жизни
19.09. 1907, Рязань - 17.07.1975, Ленинград, похоронен на кладбище в пос. Комарово
Вид деятельности
Режиссёр
Звание
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1961), заслуженный артист РСФСР (1963)
Период работы в театре
1958, 17.10.1959 — 1968
Биография
Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945). В 1923 поступил в Высшие государственные экспериментальные мастерские при Московском Камерном театре на историко-теоретическое отделение, где проучился год и, перейдя на 2-й курс, перевелся в Ленинградский институт истории искусств (Высшие курсы искусствознания, театр. отд., которое окончил в 1928). В 1927 поступил на 2-й курс Техникума сценических искусств (режиссерское отд. мастерской В.Н. Соловьева), окончил в 1929. Творческая биография Сусловича насыщена событиями, полна переездов, смены мест работы, профессий. Суслович занимался теоретической работой в Государственной академии искусствознания. В 1924–1926 он — инструктор театрального отд. культотдела ЛОСПС, в 1926–1929 — литературный сотрудник журналов «Рабочий и театр», «Жизнь искусства» и газеты «Смена». С 1929 Суслович начинает непосредственно заниматься театром. В 1929–1933 — режиссер-постановщик и заместитель художественного руководителя Театра рабочей молодежи. В ленинградском ТРАМе поставил «Выстрел» А. Безыменского, «Крышу» А. Горбенко, «Правь, Британия!» А. Пиотровского и другие спектакли. Преподавал в те же годы актерское искусство в ТРАМе и читал лекции по режиссуре. В 1933–1934 Суслович — художественный руководитель 2-го театра Особой Краснознаменной Дальневосточной Красной армии, где осуществил постановки пьес «Мой друг», «На дне», «Чужой ребенок». В 1934 вернулся в Ленинград, работал в нескольких театрах и концертных организациях (Мюзик-холле, театре Комедии, Театре Транспорта, Новом театре). В течение двух лет (1935–1937) Суслович снимал на «Ленфильме» вместе с Л.З. Траубергом киноленту «Сын Монголии». В 1937 Сусловича назначают руководителем архангельского ТЮЗа (в 1938 труппу архангельского ТЮЗа переводят в Новосибирск). С этим коллективом он ставит «Белеет парус одинокий», «Красную шапочку», «Как закалялась сталь», «Бедность не порок», «Снежную королеву». В 1939 вновь возвращается в Ленинград. На этот раз становится очередным режиссером БДТ (до 1942). В этот период он работал над сп. «Корнелиус» Д.Б. Пристли, «Дом No 5» И.В. Штока и начал репетиции «Лесной песни» Л. Украинки. Война не позволила завершить этот замысел. Суслович вступил в народное ополчение. При его участии был создан Театр народного ополчения, две программы его подготовил Суслович. В 1942–1943 он оказался в эвакуации в Иркутске, работал там режиссером ТЮЗа, в Областном драматическом театре и Театре оперетты. Ставил «Давным-давно», «Три толстяка», «Надежду Дурову» К. Липскерова и А. Кочеткова, «Раскинулось море широко» в Театре оперетты. Вместе с А.Н. Арбузовым Суслович в 1943 при дирекции фронтовых театров организовал Московский театр молодежи (1943–1945) — здесь в его постановке шла пьеса А.К. Гладкова «Жестокий романс» (1944). В 1945–1947 Суслович — главный режиссер МТЮЗа, где выпустил сп. «Сказка о правде» М.И. Алигер. Вернувшись в Ленинград в 1947, продолжил работу в БДТ (1947–1950) («Мужество» Г.С. Березко, «Тайная война» В. Михайлова и Л. Самойлова), ставил отдельные спектакли в Театре им. Ленинского комсомола (Л), Новом ТЮЗе. В те же годы Суслович являлся главным режиссером детского отделения Ленинградского радиокомитета (1948–1952). В 1952–1953 ставил в Ленинградском драматическом театре «Стрекозу» М. Бараташвили и «Тени», готовил в 1954 «Гамлета» с В.И. Честноковым в главной роли, но спектакль был запрещен. В 1953–1956 Суслович — главный режиссер Ленинградского Театра эстрады, в 1956–1957 — режиссер «Ленфильма». В 1957–1959 работал по договору в Театре им. Ленинского комсомола (Л) («Город на заре») и Новом ТЮЗе. В общей сложности Суслович поставил более 60 спектаклей. Такие авторы, как А.Н. Арбузов, А.А. Крон, М.А. Светлов, А.Я. Бруштейн, И.В. Шток, создавали или корректировали вместе с ним текст своих новых пьес. Наиболее плодотворным и долгим было сотрудничество Сусловича с АТ. Он свободно владел различными компонентами сцены, отдавался режиссерской фантазии, когда это позволял оригинальный материал. Несомненно, импонировал Вивьену энциклопедизм Сусловича. Наименее интересны спектакли режиссера по советским пьесам: «Двенадцатый час», «По московскому времени», «Между ливнями». Хотя и в пьесе «По московскому времени» (1961) Суслович пытался развивать жанр драмы-диспута, в то же время выявляя ее внутреннюю динамичность. Он хотел передать ощущение непрерывного потока жизни и для этого использовал кинематографический прием «наплывов» и кинопроэкцию, которую в АТ не вводили в ткань спектакля со времен 1920-х, когда молодой Н.П. Акимов опробовал новые технологии. Главная же заслуга Сусловича — в обогащении репертуара, как АТ, так и отечественного театра в целом, выдающимися произведениями западной драматургии ХХ в. «Смерть коммивояжера» А. Миллера с Ю.В. Толубеевым в главной роли стала подлинным театральным событием. Можно иронизировать над китайскими стилизациями Сусловича в «Добром человеке из Сычуани», но это не мешало актерам, особенно Н.В. Мамаевой в роли Шень Де и Шуй Да, находить новые краски, пробовать иной способ существования на площадке. Суслович в известном смысле был первопроходцем — поставил «Доброго человека из Сычуани» (1962) за два года до любимовской постановки. Критика упрекала режиссера в прямолинейности, приемах агитплаката и эклектическом смешении традиций бытового театра с условным. Важным было и обращение Сусловича к драматургии Макса Фриша. Гротескно-сатирическая комедия (само по себе обращение к этому жанру было редкостью для АТ) «Бидерман и поджигатели» стала последней работой Сусловича в АТ. Суслович вновь, как в молодости, вернулся к эстрадному жанру, подготовил вместе с А.И. Райкиным программу «Светофор». С еще большей активностью он занялся педагогикой в ЛГИТМиКе, где растил актеров и режиссеров с 1963 (с 1965 — доцент). Среди его учеников: В.М. Фильштинский, В.Б. Пази. Последние годы работал режиссером в Ленинградском радиоцентре. Лит.: СПбГАТИ СИ. (ук.); ТЭ. Доп. том. М., 1967. Стб. 177–178; Пази В. Театр. транзит. СПб., 2005. С. 174–185. Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 4. Д. 26. Л. 167–174; Оп. 35-к. Д. 27; АТ (Л. д.; Личная учетная карточка Р.Р. Сусловича; Лицевые счета нештатных работников театра. 1958. 1959). Соколинский, Е. Суслович Р.Р. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 704-705.