Вернуться
Голиков Вадим Сергеевич, артист, режиссер, педагог
Голиков Вадим Сергеевич, артист, режиссер, педагог
Персоналия
Голиков Вадим Сергеевич
Годы жизни
27.04.1932, Бежецк Калининской области - 14.11.2004, Петербург
Вид деятельности
Артист, режиссер, педагог
Период работы в театре
Биография
Окончил в 1955 философский факультет Ленинградского государственного университета, в 1963 режиссерское отд. Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (класс Г.А. Товстоногова). Начинал как актер в драматической студии ЛГУ п/р Е.В. Карповой, работал актером в Эстонии. Сыграл десятки ролей, в университете: Осипа («Ревизор», с С.Ю. Юрским — Хлестаковым), Свеколкина («Обыкновенный человек»), Труффальдино («Слуга двух господ»); в Рус. драм. театре Кохтла-Ярве: Андрея («Тихий переулок»), Пепи («Три соловья, дом 17»), китайца Син Бин-у («Бронепоезд 14–69»), Митьку («Блажь»). В студии ЛГУ вместе с И.О. Горбачевым поставил сп. «Центр нападения умрет на заре» (1960), «Время» (по «Новогодней сказке» В. Дудинцева, 1962), выпустил собственную 3-актную композицию «Шекспир и столетия» (1964). На последнем курсе ЛГИТМиКа был режиссером-стажером в БДТ, показал дипломный сп. «Перед ужином» (1963). В сезоне 1963/64 служил режиссером БДТ, участвовал в пост. «Поднятой целины». Работал в Волгограде и Владивостоке (сезоны 1964/65 и 1965/66, худож. руководитель пост. «На дне», «Фабричная девчонка», «Моя старшая сестра»). Руководил четырьмя театрами: ТЮЗом в Казани (1966/67, выпустил сп. «Мужчина семнадцати лет», «Волшебный пароль» и «Последние» в Казанском ТУ), ленингр. Малым драм. (1968–1970, сп. «Что делать?», «Без вести пропавшие»), театром Комедии (1970–1975), Театром драмы и комедии (среди пост. «Солярис», 1987). За 5 лет работы в Комедии вместе с зав. лит. частью Ю.М. Барбоем создал «уникальную модель театра», «беспрецедентную режиссерскую лабораторию, собравшую лучших (гонимых официозом) режиссеров Москвы и Ленинграда» (Экран и сцена. 2004. № 41. С. 2. — Е. Дмитриевская). Среди них были П.Н. Фоменко, К.М. Гинкас, М.З. Левитин, Ю.Б. Дворкин. Спектакли Голикова в этом театре «Село Степанчиково и его обитатели», «Да здравствует король!», «Сослуживцы», «Тележка с яблоками», «Горячее сердце» и др. привлекали новизной трактовки, стали событиями рос. театр. жизни. Режиссер «разрабатывал стратегию спектакля и стратегию каждой роли и внутри этого пространства давал актеру свободу поисков… Он уважал индивидуальную независимость актера. Очевидно, поэтому так удачно работал с ним, например, Сергей Дрейден. Поэтому он так любил Университетский театр, из которого вышел и которым много лет руководил. Он понимал толк в свободе творчества…» (ПТЖ. 2004. № 4. С. 156. — Я. Гордин). Среди спектаклей Г. в университетском театре необходимо отметить: «Марат-Сад» П. Вайса, «Две стрелы», композицию по произв. Л.С. Петрушевской. В АТ поставил сп. «Плоды просвещения» (1978). Режиссерское решение пьесы рецензентами не было по достоинству оценено. Поначалу представлялось, что «спектакль оказался как бы в стороне от авторской мысли, авторской темы». Недоставало «и столь необходимого именно для этой пьесы Л. Толстого сочетания сатирического смеха над спиритическими увлечениями господ и глубокой боли, сострадания, сочувствия к мужикам» (ТЖ. 1979. № 5. С. 4. — В. Горшкова). Объективная оценка пришла позже: «Спектакль, поставленный В. Голиковым, пытался соединить мхатовский канон с острой и резкой социальностью, характерной для режиссера, воспитанного в 60-е годы. Режиссер-рационалист с высшим философским образованием, В. Голиков не смеялся над наукой. Он не смеялся даже над „шарлатанством от науки“… …Не ставил проблем индивидуальной совести… …Не решал и мужицких проблем, решенных историей…». Г. и худ. М.Ф. Китаев воплотили «идею разделить пространство на две совершенно не пересекающиеся плоскости. „Верх“ — господам, которым открыта дыра в потолке для общения с высшей силой, мужикам даровано подземелье кухни». При этом «никакой резкости в этом противопоставлении не было, была объективность». «Сопоставление носило скорее шутливый, чем драматический характер. …Тут не смеялись в полный голос. Тут посмеивались». Зрителю предлагалось «шутливое с островками сатиры повествование о разладе социального механизма, части которого крутятся сами по себе, не зацепляя и не сообщая друг другу дополнительного движения». Но главное в постановке происходило, когда открывалось, «что и вся комедия „Плоды просвещения“ — это русский карнавал, смеховое действо…» (Смелянский А. Наши собеседники. М., 1981. С. 195, 196, 198). Преподавать Голиков начал во время службы в БДТ как педагог студии этого театра, продолжил — во Владивостокском институте искусств, Казанском ТУ, в ЛГИТМиКе и СПбГАТИ (1980–1988 и 1990–2003). Был профессором кафедры режиссуры. Показал в учебном театре спектакли: с Черкесской студией, которой руководил (1980–1985),— «Кьоджинские перепалки», «Альпийская баллада», «Власть тьмы» (отрывки), «Синяя-синяя речка…» (1997). Соч.: Правдоподобие или правда? / Беседу вела А. Кравцова // Смена. 1987. 12 июля; Рецепты для больного // ТЖ. 1994. № 2. С. 8–10; Как я поставил Чехова // ТЖ. 1997. № 2. С. 20–21; Товстоногов. Портрет без ретуши // Театр. 2004. № 4. С. 64–74; Игра людей людьми для людей. СПб., 2006 (2-е изд. 2016). Лит.: СПбГАТИ СИ (ук.); Репертуар АТ (ук.); В Малом драм. театре // Театр. Ленинград. 1968. № 6. С. 4; В.С. Голиков — гл. режиссер театра Комедии // Театр. Ленинград. 1970. № 7. С. 5; Калмановский Е. Эпизоды из жизни режиссера // Аврора. 1971. № 10. С. 60–63; Полякова Е. Театр Льва Толстого. М., 1978. С. 190–192, 196; Горшкова В. Люди, как реки // ТЖ. 1979. № 5. С. 4; Полякова Е. Именем Толстого // Театр. 1979. № 5. С. 94–95; Сушков Б. Уроки театра Толстого. Тула, 1983. С. 222– 227; Таршис Н. Вадиму Сергеевичу Голикову — 70 // Театр. Петербург. 2002. № 11. С. 7; «Театр Голикова — это понятие…» / Беседу с В. С. Голиковым ведет Л. Овэс // ПТЖ. 2002. № 28. С. 12–20; Барбой Ю. О Вадиме Голикове // Театр. 2004. № 4. С. 62–63; Памяти Вадима Сергеевича Голикова // ПТЖ. 2004. № 4. С. 154–157. Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп 13-с. Д. 16; Оп. 77-к. Ч. 1. Д. 6; ОР б-ки СТД СПб. Инв. № М-2577 (Персоналия В.С. Голикова / Сост. М. Фигнер). Сбоева, С. Голиков В.С. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 209-210.