Персоналии
Горбачёв Игорь Олегович, артист, режиссёр, художественный руководитель театра
Горбачёв Игорь Олегович, артист, режиссёр, художественный руководитель театра
Персоналия
Горбачёв Игорь Олегович
Годы жизни
20.10.1927, Ленинград - 19.02.2003, Санкт-Петербург, похоронен на Литераторских мостках Волкова кладб.
Вид деятельности
Артист, режиссёр, художественный руководитель театра
Звание
Заслуженный артист РСФСР (1957), народный артист СССР (1972)
Период работы в театре
Биография
Лауреат Государственной премии им. К.С. Станиславского (1973), Герой Социалистического Труда (1987). В АТ 1954–1974 (актер), 1968-1975 (председатель художественной коллегии театра), 1975–1984 (художественный руководитель), 1984–1989 (главный режиссер), 1989–1991 (художественный руководитель, директор), после 1991 — актер. Театром начал заниматься, учась в Ленинградском государственном университете, будучи студентом философского факультета. Хлестаков в исполнении Горбачёва в сезоне 1950/1951 гг. стал легендой университетского театра п/р Е.В. Карповой, а затем и Ленинграда. Снялся в экранизации «Ревизора» в 1952. С этой роли начинается актерская биография Горбачёва. С  Хлестаковым Горбачёв гастролировал в нескольких театрах — в московском Малом, в АТ. В этом образе предсказаны многие персонажи актера и угадано его будущее. Б. Пастернак, увидев ленинградского Хлестакова, прочил его в  современные Гамлеты. Новостью для традиции было то, что Хлестаков Горбачёва решен в жанре чистой комедии, актер не разоблачал героя, а как будто напротив — убеждал в его обаянии и невинном легкомыслии. «Если предположить, что в искусстве может быть вдохновенное, лирико-поэтическое выражение лжи и обмана, то именно таким поэтом вранья и лириком обмана и  был Хлестаков  — Горбачев» (Актеры сов. кино. Вып. 10. Л.,1974. С. 80. — Л. Муратов). С 1948 учился в ЛГТИ в мастерской Л.Ф. Макарьева (диплом профессионального актера получил в 1959), в 1952 был принят в труппу БДТ. Здесь сыграл Дона Сезара де Базана в «Рюи Блазе», Брешко («Когда ломаются копья» Н. Погодина), Швандю в «Любови Яровой». Педагогическая деятельность началась в 1958 на кафедре актерского мастерства; к 1975 являлся профессором этой кафедры и после перерыва продолжал преподавать в  ЛГИТМИКе (1979–1991). Затем организовал «Школу русской драмы», которой руководил до конца жизни, выпустил два курса актеров. Сценические герои Горбачёва прежде всего его современники. Это Александр Ведерников («Годы странствий», 1954), Сергей Бакланов («Второе дыхание», 1956), Платов («Друзья и  годы», 1962), Малахов («Справедливость  — мое ремесло», 1969), доктор Устименко («Дело, которому ты служишь», 1967), летчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери («Жизнь Сент-Экзюпери», 1966), Федор Балясников («Сказки старого Арбата», 1972), хирург Крымов («Пока бьется сердце», 1977), Игнатий Ремез («Предел возможного», 1981). За создание положительного образа современника в 1973 Горбачёву была присуждена Гос. премия им. К.С. Станиславского. Знаменитый и замечательный герой Горбачёва, Саша Ведерников, воспринимался как актуальнейший тип молодого человека, всерьез занятого поисками смысла жизни. Вокруг сп. «Годы странствий» и Ведерникова развернулась полемика в журнале «Театр». Современники Горбачёва — это интеллигенты особой эпохи и особой формации, на этом настаивал сам актер. Оказываясь в гуще событий и бытового, и исторического масштаба, они сохраняли только им присущее душевное равновесие и веру в лучшее. Они уверены, что жизнь великодушна, что люди, их окружающие, терпимы и смотрят на мир так же благодушно. Драматизм актер передавал как лирическое соло персонажа, как временные сомнения, преодолеваемые победительным темпераментом. Даже матрос Алексей в «Оптимистической трагедии» (1955, пост. Г. А. Товстоногов) был человеком жизнерадостным, хотя и несколько поверхностным, при этом все-таки актер играл «духовное выпрямление, духовное возрождение человека» (Премьеры Товстоногова. М., 1994. С. 64. — П. Громов). Сам Г. сомневался в том, что в данном случае выбор актера режиссером был правильным: «Не очень-то я народный тип» (Дело. 2001. 2 июля. С. 15). Из классики им сыграны Бенедикт («Много шуму из ничего»), Иванов в драме Чехова, Сирано де Бержерак — постановка спектакля была приурочена к 60-летию Горбачева. Продолжением темы «обаятельного» Хлестакова стал Чичиков в инсц. «Мертвых душ» (до «Похождений Чичикова», 1974 Горбачёв сыграл эту же роль в телевизионном спектакле). Чичиков менее обаятелен, зато мастер лицедейства и чувствительной позы, его даже сравнивали с Чацким. Склонность к мелодраме, к самолюбованию в роли нередко снижали исполнительские возможности Горбачёва. Как современные, так и  классические герои Горбачёва предельно оптимистичны, привлекательны в поведении и общении, по-своему сложны и интересны. Горбачёв — подлинно артистичен, это актер, умевший нравиться публике в ролях даже отрицательных персонажей, индивидуальность яркая, художник волевой и самобытный. Иногда его творческий темперамент вступал в противоречие с материалом  — тогда возникало отторжение исполнителя от образа и замещение его все той же привлекательной схемой. Так было с самоубийцей Ивановым и героическим романтиком Сирано де Бержераком. Ближе всего Горбачёву жанр комедии, где он мастерски, с блеском лидировал, заражая зал своим настроением и тонкостью игры, или мелодрама — арбузовского типа (недаром герои именно этого драматурга были близки Горбачёву и особенно удавались ему). Но оставаться в границах комедии или лирической мелодрамы Горбачёву не хотелось, он претендовал на большее. Даже во времена режиссерского абсолютизма Горбачёв оставался представителем актерского театра. Его серьезные контакты с современными режиссерами исчисляются несколькими встречами, в т. ч. с Товстоноговым в 1955 и с Тростянецким в 1992. В Театре на Литейном Горбачёв сыграл короля Лира в спектакле Г. Тростянецкого. Эта роль не стала большим событием в  жизни актера, но подвела итоги непростой его судьбы, которая несомненно отозвалась в образе короля — недаром по настоянию режиссера этот Лир был одет в современный мужской костюм со значком Героя Соц. Труда на лацкане пиджака, поверх которого накинута королевская мантия. К режиссуре Горбачёв относился скептически: он «категорически отрицает модную концепцию „режиссерского театра“, где актеры — лишь один из элементов, одно из средств самоутверждения постановщика» (ТЖ. 1981. № 9. С. 7.  — А. Кеслер). Положение худож. руководителя обязывало, и Горбачёв брался за постановки неоднократно. Всего он поставил 14 спектаклей, один из них — в БДТ («Домик на окраине» А. Арбузова совм. с О. Бойцовой). 12 постановок осуществил в АТ, среди них: «Мария Тюдор», «Пока бьется сердце», «Веранда в лесу», «Фельдмаршал Кутузов», «Сирано де Бержерак». Эти спектакли  — пример актерской режиссуры, где постановщик-актер центрирует замысел вокруг своего героя. Стиль управления театром полностью отвечал «застойному» времени страны. Не случайно похвалой для Горбачёва служило «художник-коммунист». Центральную тему современного искусства определял как «коммунизм и человек». АТ в эти четверть века оказывается единственным театром Ленинграда без режиссерского лица, а его «прославленные мастера» лишены интересной работы. Горбачёв становится и главным режиссером, и главным актером АТ. «Горбачевские» годы — эпоха потерь: традиции и репутация АТ утрачены, сохраняется лишь декор некогда творчески активного театрального организма. В 1991 по настоянию первого мэра Санкт-Петербурга Горбачёв уходит из АТ, подав в дирекцию заявление с просьбой уволить его по собственному желанию. На положении актера Горбачёв доигрывал в спектаклях, еще идущих на сцене. Проект постановки М.Г. Розовского по роману И.А. Гончарова «Обломов», где для Г. предполагалась роль Осипа, не состоялся из-за внезапного отказа актера от роли. И.Н. Ларин в свою экспериментальную «Грозу» (под назв. «Вознесение», 1992) ввел голос Горбачёва на роль сумасшедшей барыни. Горбачёв много снимался в кино, на телевидении. Из заметных работ — Якушев в телевизионном сериале «Операция Трест» (1970), Морозов («Все остается людям», 1963), Туркин («В городе С.», 1967), Николаев («Два билета на дневной сеанс», 1967), Огнев («Укрощение огня»,1972). Др. роли: Бакланов («Второе дыхание», 1956), Булгарин («Болдинская осень», 1969); Виль Озаровский («Ночью без звезд», 1973), Протасов («Дети солнца», 1976). Соч.: Дело, которому ты служишь. Л., 1981; Я — счастливый человек / Лит. запись В. Ивановой. М., 1982. Лит: СПбГАТИ СИ (ук.); Репертуар АТ (ук.); Иванова В. Игорь Горбачев // Портреты актеров. Л., 1971. С. 69–99; Данилова Л. Н. а. СССР Игорь Горбачев. Л., 1975; Забозлаева Т.Б. И. Горбачев, Е. Леонов, И. Смоктуновский в роли чеховского Иванова. Л., 1981; Забозлаева Т.Б. Игорь Горбачев. Л., 1985; Герой Соц. Труда, лауреат Гос. премии РСФСР, н. а. СССР, проф. Игорь Горбачев / сост.: Э.П. Смирнова; авт. вступ. ст.: Т.В. Забозлаева. [Л.], 1987. Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 5-с. Д. 90; Оп. 69-к. Д. 7; ЦГАЛИ СПб. Ф. 635. Горфункель, Е. Горбачев И.О. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 213-214.