Лауреат Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского (1985).
Орден «Знак Почёта» (26.10.1949). Орден Трудового Красного Знамени (29.01.1954).
Окончил в 1931 ГИТИС (учился у А.И. Горюнова, А.П. Петровского, Б.М. Сушкевича). В годы учебы был актером МХАТ 2-го и Малого театра. С 1931 по 1933 продолжал выступать на сцене, вел курс «Мастерство актера» в ГИТИСе, занимался режиссурой в молодых московских театрах и продолжал учебу — в аспирантуре (режиссерский класс Б.М. Сушкевича).
Работать в АТ начал как режиссер-ассистент сп. «Враги»», исполнив в нем роль Грекова (1933). В 1934 был переведен на должность режиссера. Поставил сп.: «Конкурс хитрецов» (Малая сцена, 1933), «Чужой ребенок» (1934, совм. с Б.А. Гориным-Горяйновым), «Дуэль» (1934, совм. с Н.Н. Бромлей), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1935), «Трус» (1936). «Молодым и несомненно очень способным режиссером» назвал Дудина С.Л. Цимбал. Дебютант «создал спектакль качественно гораздо более высокий, чем пьеса, — писал критик о „Конкурсе хитрецов“. — Постановочный темперамент Дудина определил хорошие темпы этого спектакля, острую и разнообразную раскраску отдельных сценических положений, помноженную на внимательную и серьезную работу с исполнителями. Актерский коллектив театра ведет этот спектакль… обнаруживая свои большие и отнюдь еще не использованные на советском материале исполнительские возможности» (РиТ. 1933. № 36. С. 8). Во время службы в АТ вел курс «Элементы искусства актера» в ЦТУ (выпуск 1937, мастерская Б.М. Сушкевича).
Сотрудничал с другими ленингр. труппами. В 1935 за его «Вассу Железнову» Театр им. Обкома ВЛКСМ (б. колхозный ТРАМ) получил 1-ю премию на конкурсе совхозно-колхозных театров в Москве. В 1937 Драматический театр показал сп. Дудина «Последние». Постановки представителя московской школы убедили ленингр. обозревателей: «Мало кто так, как Дудин, заботится о форме спектакля, мало кто так решительно отвергает натурализм, мало кто обладает такой яркой, смелой и неожиданной выдумкой» (РиТ. 1935. № 21. С. 18). «Настроение — режиссерский подтекст спектакля [„Трус“] — определяет эпоху художественно, а следовательно, более правдиво, чем обилие бытовых деталей, к которым прибегают иные постановщики в погоне за правдоподобием» (РиТ. 1936. № 5. С. 13. — Е. Мин).
С 1937 Дудин снова в Москве. Был художественным руководителем ЦДТ (сразу после Н.И. Сац, 1937–1943) и режиссером сп. «Баба-яга, костяная нога», «Созвездие гончих псов», «Романтики», «Сказки», «Большие надежды». В представлении «Сказки» (1941) по трем одноактным пьесам С.Я. Маршака исследователь высоко оценил «общий стиль постановки, решенной в очень органическом сочетании поэтического слова, драматического действия, пантомимы, песни и пляски» (Шпет Л. Сов. театр для детей. Страницы истории, 1918–1945. М., 1971. С. 280). С 1943 по 1950 Д. служил в Малом театре, поставил «Двенадцатую ночь» (1945), «Голос Америки» (1950, 2 ред.). В 1947 на сцене ЦДТ показал «Кошкин дом».
В 1948–1950 являлся также главным режиссером Драматического театра им. К.С. Станиславского.
В 1950 приступил к работе режиссера Театра им. Вл. Маяковского, среди пост.: «Зыковы» (1951), «Третья молодость» (1952), «Легенда о любви» (1953), «Вишневый сад» (1956), «Побег из ночи» (1958), «Океан» (совм. с Н.П. Охлопковым, 1961), «Фауст и смерть» (1961), «Современные ребята» (1962), «Кавказский меловой круг» (1964).
С 1954 создавал спектакли за границей: «Враги» в Пражском национальном театре, «Доходное место» в Русском театре Хельсинки. В 1959 к 150-летию Гоголя Национальный театр Финляндии выпустил «Ревизора» в его режиссуре. Дирекция этого театра наградила Дудина лавровым венком (традиционный приз за лучшее достижение сезона).
В 1968 Дудин вернулся в ЦДТ в качестве главного режиссера и работал в нем до 1970. Преподавал в ГИТИСе и ТУ им. М.С. Щепкина.
Ставил спектакли и фильмы на российском и белорусском телевидении. Роль в кино — Юр Юрич («Не хочу быть взрослым», 1982).
Соч.: Познать самого себя // Сов. культура. 1964. 2 июля. С. 3.
Лит.: СПбГАТИ СИ (ук.); Репертуар АТ (ук.); Жевержеев А. Наша молодая режиссура // РиТ. 1934. № 8. С. 4; Березарк И. Классический спектакль и сов. режиссура // РиТ. 1936. № 1. С. 4–5; Серебрянникова Б. Сов. режиссеры за рубежом: Вл. Дудин в Финляндии // Театр. 1960. № 8. С. 166–167; Березкин В. Дорога в бессмертие // ТЖ. 1962. № 3. С. 8–9; МХАТ Второй (ук.).
Арх.: АТ (Личная учетная карточка В.Ф. Дудина).
Сбоева, С. Дудин В.Ф. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 271.
Читать далее