Вернуться
Хохлов Константин Павлович, режиссёр
Хохлов Константин Павлович, режиссёр
Персоналия
Хохлов Константин Павлович
Годы жизни
20.10(01.11).1885, Москва - 01.01.1956, Ленинград
Вид деятельности
Режиссёр
Звание
Заслуженный артист РСФСР (1937), народный артист Украинской ССР (1939), народный артист СССР (1944)
Период работы в театре
Биография
Награжден орденом «Знак Почета» (1937), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1945, 1951), орденом Ленина (1948). Окончил в 1908 Драматические курсы московского императорского Театрального училища (класс А.П. Ленского) и был принят в труппу МХТ, где служил до 1920. Среди ролей: Каштан, Время («Синяя птица»), Каренин («Живой труп»), Горацио («Гамлет»), Елецкий («Нахлебник»), Дон Карлос («Каменный гость»). Выступал в спектаклях Первой и Второй студий МХТ. С 1921 по 1925 работал сначала актером, затем режиссером в БДТ, весной 1922 показал здесь свой первый спектакль — «Юлий Цезарь», в июле того же года был назначен главным режиссером этого театра. В постановках Хохлова тех лет — «Газ», «Бунт машин», «Девственный лес», «Учитель Бубус» — ощущалось влияние экспрессионизма и конструктивизма. В АТ Хохлов занял должность режиссера по рекомендации Ю.М. Юрьева. Поставил 7 спектаклей: «Царь Эдип» (1924), «Яд» (1925, совместно с Н.В. Петровым), «Пугачевщина» (1926, совместно с Л.С. Вивьеном и Н.В. Петровым), «Пушкин и Дантес» (1926), «Бархат и лохмотья» («Свадьба Ван-Броувера») (1927), «Доходное место» и «Горе от ума» (оба 1928). О «Царе Эдипе» А. И. Пиотровский писал: «Режиссер Хохлов не пытался обострить, вскрыть современный смысл специфических черт античного театра, его всенародность, его напряженный патетизм, мировой размах его тем, техничность его выразительных средств. Хохлов сделал другое, он перевел спектакль в совершенно иную театральную систему, подменив античную трагедию романтической мелодрамой. <...> Юрьев — Эдип — центр интереса спектакля, и не столько по значению этого образа, сколько как показатель очень любопытной эволюции в творчестве этого превосходного актера, эволюции тем более интересной, что переход от белой чистой декламации к характерно окрашенному слову вообще симптоматичен для театра последних лет. <...> Новизной спектакля было также введение поющего хора. Что и говорить, замена обычной несносной читки античных хоров унисонным пением — шаг вперед» (Адриан Пиотровский: Театр. Кино. Жизнь. Л., 1969. С. 66, 67). Преподавал в Студии АТ. В 1926 был назначен дирекцией членом производственной комиссии АТ; в июне 1928 снят дирекцией с должности режиссера. В те же годы (1925–1929) Хохлов поставил несколько спектаклей с участием Е.М. Грановской в Ленинградском театре «Комедия» (в том числе «Чанг-Гайтанг» Клабунда, 1926). С 1932 по 1938 был режиссером московского Малого театра, поставил сп.: «Плоды просвещения», «Враги», «Волки и овцы», «Борис Годунов», «На берегу Невы» и др. С 1935 осуществлял постановки в Киевском русском драматическом театре, в 1938 назначен его главным режиссером. С 1941 работал в Башкирском академическом театре драмы (Уфа), затем вернулся в Киевский театр им. Леси Украинки как его художественный руководитель, пост.: «Пигмалион», «Горе от ума», «Таланты и поклонники», «Обрыв», «Наш современник», «Чайка», «Маскарад» и др. Именно при Хохлове (1943–1954) этот коллектив стал одним из лучших драматических театров СССР. В 1954–1955 Хохлов вновь являлся главным режиссером БДТ. С 1916 снимался в кино. Играл в фильмах выдающихся режиссеров — В.Э. Мейерхольда, В.Р. Гардина, Г.М. Козинцева, Л.В. Кулешова, А.М. Роома. С 1922 преподавал мастерство актера в Театральном училище им.М.С. Щепкина, затем в студии Театра им. Леси Украинки и украинском Театральном институте им. И.К. Карпенко-Карого в Киеве, Ленинградском государственном театральном институте. Лит.: ТЭ; СПбГАТИ СИ (ук.); Репертуар АТ (ук.); К.П. Хохлов: Сб. ст. и восп. современников. Киев, 1968; Станиславский К.С. Из записных книжек: В 2 т. М., 1986. Т. 1, 2 (ук.); Ходасевич В. Портреты словами. М., 1987. С. 156, 164, 231. Арх.: ЦГАЛИ СПб. Ф. 260. Оп. 3. Д. 3752. Сбоева, С. Хохлов К.П. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 760-761.