Вернуться
Козлов Григорий Михайлович, режиссёр, педагог
Козлов Григорий Михайлович, режиссёр, педагог
Персоналия
Козлов Григорий Михайлович
Годы жизни
6.03.1955, Ленинград
Вид деятельности
Режиссёр, педагог
Звание
Заслуженный деятель искусств РФ (2005)
Период работы в театре
Биография
Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1999) - за спектакли «P.S. капельмейстера Иоганнеса Крайслера, его автора и их возлюбленной Юлии» и «Лес». Окончил в 1989 ЛГИТМиК по специальности «режиссер театра кукол» (класс Н.П. Наумова). Дебютировал постановкой моноспектакля А.В. Девотченко «Концерт Саши Черного для фортепиано с артистом» (1990), а также спектаклем «Москва. Моление о чаше» (1992). Поставил сп.: «Фрекен Жюли» (1994) в Красноярском драматическом театре им. А.С. Пушкина; «Вишневый сад» (1995) в красноярском ТЮЗе; «Саломея» (1995) в Омском акад. театре драмы; в «Дневник провинциала в Петербурге» (1996) в театре «Балтийский дом»; «Яма. Два вечера в „Веселом доме“» (1999) в Новосибирском акад. театре «Красный факел»; «Декамерон» (1998), «Чайка» (2003), «Три сестры» (2004), «Два вечера в „Веселом доме“» (2007); «Идиот. Возвращение. Четыре сцены из жизни Льва Николаевича Мышкина» (2009) в Учебном театре СПбГАТИ; «Лес» (1999), премия «Золотой софит» за «лучший актерский ансамбль», «Концерт замученных опечаток» (2001), «Doktor Чехов» (2002, совм. с «Таким Театром») в Театре на Литейном; «Перед заходом солнца» (2000) в БДТ; «Ревизор» (2001) в Гор. театре г. Лахти (Финляндия); «Сны» (2002) в Театре Веди (Лозанна, Швейцария); «Тот, кто получает пощечины» (2004) в Иркутском акад. театре им. Н.П. Охлопкова; «Гарольд и Мод» (2006) в театре Комедии; «Преступление и наказание» (1994), «Соната счастливого города» (1996), «Леший» (2000, совм. с И. Латышевым, премия «Золотой софит» «За лучший актерский ансамбль»), «Легкое дыхание» (2003), «Темные аллеи» (2003), «Капитанская дочка» (2005), «Бедные люди» (2006) в ТЮЗе им. А.А. Брянцева (в 2002–2007 — худож. руководитель); «Над пропастью во ржи» (2013) в Магнитогорском драм. театре им. А.С. Пушкина. В 2010 со своими учениками основал театр «Мастерская» и стал его художественным руководителем; пост.: «Старший сын» (2010), «Идиот. Возвращение» (2010), «Грезы любви, или Женитьба Бальзаминова» (2010), «Пенелопа» (2011), «Два вечера в „Веселом доме“» (2011), «Москва–Петушки» (сорежиссер, 2013), «Тихий Дон» (2013), «Дни Турбиных» (2013), «Братья Карамазовы» (2015) и др. Особенности творчества Козлова определяются прежде всего его дарованием режиссера-педагога, умением раскрывать возможности актеров и обеспечивать ансамблевую сценическую игру. В его спектаклях, лишенных жестких постановочных рамок, полноправными соавторами режиссера становятся актеры. В АТ на основе «Крейслерианы», «Житейских воззрений Кота Мурра» и эссе о «Дон Жуане» Э.-Т.-А. Гофмана реж. поставил сп. «P. S. капельмейстера Иоганнеса Крайслера, его автора и их возлюбленной Юлии» (1998, премия «Золотой софит» за «лучший спектакль», за «лучшую работу режиссера», за «лучший актерский дуэт», за «лучшую работу художника»). Череда эпизодов постановки возникала будто «обрывки знаний, представлений, воспоминаний о героях, произведениях, ситуациях, драмах, обликах и обличиях, о комплексах идей уходящих веков» (ПТЖ. 1999. № 17. С. 34–35. — Е. Третьякова). Спектакль получился «более лирический, нежели романтический» (Смена. 1998. 15 дек. С. 3. — Л. Шитенбург). Здесь были «двойники, разъятая душа художника, нереализованная страсть к „возлюбленной моей“ Юлии, муки творчества, забвение в вине, боготворение музыки и высшего ее проявления — моцартовского „Дон Жуана“, признание в любви к Театру, лицедейство, карнавал гротескных масок, герои commedia dell’ arte, превращения, оборотничество, зазеркалье, вой ветра, дождь, падающие листья осени, черные провалы сознания, мерцающие свечи зрительного зала и работающий механизм напольных часов, отсчитывающих время вспять…». В ходе действия два героя, двойники, вели «нескончаемый спор о душе, о жизни, о театре, о природе, о творчестве, о любви», в ходе которого возникала наяву и как плод фантазии «актриса, девочка, женщина, муза, мечта» (ПТЖ. 1999. № 17. С. 34. — Е. Третьякова). В 2003 режиссер поставил в АТ «Маленькие трагедии». Отказавшись от канонического порядка, Козлов соединил пьесы причинно-следственными связями. «В его спектакле „Моцарт и Сальери“, поменявшись местами с „Каменным гостем“, непосредственно предшествует „Пиру во время чумы“: мир, погубивший Моцарта, утрачивает гармонию (музыка Моцарта буквально разлажена И. Благодером партитурой расстроенных инструментов и словно бы порванных струн) и оказывается перед лицом гибели» (Петерб. театр. сезоны: Вып. 3. СПб., 2006. С. 78. — И. Бойкова). Каждая из трагедий в целом и их персонажи были жанрово снижены относительно литературного источника. Трагическое осталось за рамками постановки. Действующими лицами спектакля оказались «не Герои, а вполне вменяемые люди, почти без странностей» (ПТЖ. 2004. № 1. С. 56. — Т. Джурова), которым присущи не страсти, а чувства. С 1994 преподает в СПбГАТИ — РГИСИ. Лит.: СПбГАТИ СИ (ук.); Репертуар АТ (ук.); Шитенбург Л. Вильгельм зачеркнуто. Амадей // Смена. 1998. 15 дек.; Дмитревская М. Королевство зеркал. P. P. S. // ПТЖ. 1999. № 17. С. 31–33. Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 76-с. Д. 3072. Мальцева, О. Козлов Г.М. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 360-361.