Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1999) - за спектакли «P.S. капельмейстера Иоганнеса Крайслера, его автора и их возлюбленной Юлии» и «Лес».
Окончил в 1989 ЛГИТМиК по специальности «режиссер театра кукол» (класс Н.П. Наумова). Дебютировал постановкой моноспектакля А.В. Девотченко «Концерт Саши Черного для фортепиано с артистом» (1990), а также спектаклем «Москва. Моление о чаше» (1992).
Поставил сп.: «Фрекен Жюли» (1994) в Красноярском драматическом театре им. А.С. Пушкина; «Вишневый сад» (1995) в красноярском ТЮЗе; «Саломея» (1995) в Омском акад. театре драмы; в «Дневник провинциала в Петербурге» (1996) в театре «Балтийский дом»; «Яма. Два вечера в „Веселом доме“» (1999) в Новосибирском акад. театре «Красный факел»; «Декамерон» (1998), «Чайка» (2003), «Три сестры» (2004), «Два вечера в „Веселом доме“» (2007); «Идиот. Возвращение. Четыре сцены из жизни Льва Николаевича Мышкина» (2009) в Учебном театре СПбГАТИ; «Лес» (1999), премия «Золотой софит» за «лучший актерский ансамбль», «Концерт замученных опечаток» (2001), «Doktor Чехов» (2002, совм. с «Таким Театром») в Театре на Литейном; «Перед заходом солнца» (2000) в БДТ; «Ревизор» (2001) в Гор. театре г. Лахти (Финляндия); «Сны» (2002) в Театре Веди (Лозанна, Швейцария); «Тот, кто получает пощечины» (2004) в Иркутском акад. театре им. Н.П. Охлопкова; «Гарольд и Мод» (2006) в театре Комедии; «Преступление и наказание» (1994), «Соната счастливого города» (1996), «Леший» (2000, совм. с И. Латышевым, премия «Золотой софит» «За лучший актерский ансамбль»), «Легкое дыхание» (2003), «Темные аллеи» (2003), «Капитанская дочка» (2005), «Бедные люди» (2006) в ТЮЗе им. А.А. Брянцева (в 2002–2007 — худож. руководитель); «Над пропастью во ржи» (2013) в Магнитогорском драм. театре им. А.С. Пушкина.
В 2010 со своими учениками основал театр «Мастерская» и стал его художественным руководителем; пост.: «Старший сын» (2010), «Идиот. Возвращение» (2010), «Грезы любви, или Женитьба Бальзаминова» (2010), «Пенелопа» (2011), «Два вечера в „Веселом доме“» (2011), «Москва–Петушки» (сорежиссер, 2013), «Тихий Дон» (2013), «Дни Турбиных» (2013), «Братья Карамазовы» (2015) и др.
Особенности творчества Козлова определяются прежде всего его дарованием режиссера-педагога, умением раскрывать возможности актеров и обеспечивать ансамблевую сценическую игру. В его спектаклях, лишенных жестких постановочных рамок, полноправными соавторами режиссера становятся актеры.
В АТ на основе «Крейслерианы», «Житейских воззрений Кота Мурра» и эссе о «Дон Жуане» Э.-Т.-А. Гофмана реж. поставил сп. «P. S. капельмейстера Иоганнеса Крайслера, его автора и их возлюбленной Юлии» (1998, премия «Золотой софит» за «лучший спектакль», за «лучшую работу режиссера», за «лучший актерский дуэт», за «лучшую работу художника»). Череда эпизодов постановки возникала будто «обрывки знаний, представлений, воспоминаний о героях, произведениях, ситуациях, драмах, обликах и обличиях, о комплексах идей уходящих веков» (ПТЖ. 1999. № 17. С. 34–35. — Е. Третьякова). Спектакль получился «более лирический, нежели романтический» (Смена. 1998. 15 дек. С. 3. — Л. Шитенбург). Здесь были «двойники, разъятая душа художника, нереализованная страсть к „возлюбленной моей“ Юлии, муки творчества, забвение в вине, боготворение музыки и высшего ее проявления — моцартовского „Дон Жуана“, признание в любви к Театру, лицедейство, карнавал гротескных масок, герои commedia dell’ arte, превращения, оборотничество, зазеркалье, вой ветра, дождь, падающие листья осени, черные провалы сознания, мерцающие свечи зрительного зала и работающий механизм напольных часов, отсчитывающих время вспять…». В ходе действия два героя, двойники, вели «нескончаемый спор о душе, о жизни, о театре, о природе, о творчестве, о любви», в ходе которого возникала наяву и как плод фантазии «актриса, девочка, женщина, муза, мечта» (ПТЖ. 1999. № 17. С. 34. — Е. Третьякова).
В 2003 режиссер поставил в АТ «Маленькие трагедии». Отказавшись от канонического порядка, Козлов соединил пьесы причинно-следственными связями. «В его спектакле „Моцарт и Сальери“, поменявшись местами с „Каменным гостем“, непосредственно предшествует „Пиру во время чумы“: мир, погубивший Моцарта, утрачивает гармонию (музыка Моцарта буквально разлажена И. Благодером партитурой расстроенных инструментов и словно бы порванных струн) и оказывается перед лицом гибели» (Петерб. театр. сезоны: Вып. 3. СПб., 2006. С. 78. — И. Бойкова). Каждая из трагедий в целом и их персонажи были жанрово снижены относительно литературного источника. Трагическое осталось за рамками постановки. Действующими лицами спектакля оказались «не Герои, а вполне вменяемые люди, почти без странностей» (ПТЖ. 2004. № 1. С. 56. — Т. Джурова), которым присущи не страсти, а чувства.
С 1994 преподает в СПбГАТИ — РГИСИ.
Лит.: СПбГАТИ СИ (ук.); Репертуар АТ (ук.); Шитенбург Л. Вильгельм зачеркнуто. Амадей // Смена. 1998. 15 дек.; Дмитревская М. Королевство зеркал. P. P. S. // ПТЖ. 1999. № 17. С. 31–33.
Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 76-с. Д. 3072.
Мальцева, О. Козлов Г.М. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 360-361.
Читать далее