Персоналии
Мейерхольд Ирина Всеволодовна, режиссёр, актриса, педагог, театр. деятель.
Мейерхольд Ирина Всеволодовна, режиссёр, актриса, педагог, театр. деятель.
Персоналия
Мейерхольд Ирина Всеволодовна
Годы жизни
26.04(09.05).1905, Пенза - 21.11.1981, Ленинград, похоронена на Литераторских мостках Волковского кладб
Вид деятельности
Режиссёр, актриса, педагог, театр. деятель.
Звание
Заслуженная артистка Чечено-Ингушской АССР (1978)
Период работы в театре
1958, 1960, 1979 — 1981
Биография
По мужу Меркурьева. Дочь В.Э. Мейерхольда и О.М. Мунт. Жена В.В. Меркурьева (с 1934), его сотрудница по режиссуре и преподавательской деятельности. Окончила в 1923 ГВЫРМ, в 1923–1929 — актриса ТИМа. В 1929 переехала в Ленинград, преподавала биомеханику в ряде театров и в Техникуме сценических искусств (1929–1934). В 1934–1941, 1945–1948 была старшим преподавателем кафедры актерского мастерства сначала в Центральном театральном училище, потом в Ленинградском государственном театральном институте. Совместно с Меркурьевым выпустила несколько курсов (1938, 1939, 1948). На основе казахской мастерской они организовали театр в Чимкенте (см.: Иртыш. 1973. 5 февр. — интервью с В.В. Меркурьевым) В 1941 организовала театр в Юго-Осетинской автономной области. В годы войны И.В. Мейерхольд и В.В. Меркурьев создали театр в Нарыме. В 1945–1948 руководила рядом самодеятельных коллективов. В 1948–1959 не работала как дочь врага народа. В 1961 возобновила педагогическую деятельность (вместе с Меркурьевым), была старшим преподавателем, затем доцентом кафедры актерского мастерства в ЛГИТМиКе. Выпуски — 1965, 1969, 1973, 1978. На базе чечено-ингушского класса создала Ингушский театр. В преподавательской практике широко пользовалась методами Мейерхольда. В режиссуре неизменно ориентировалась на полноценную драматургию, в основном классическую. На ней же воспитывала студентов (Горький, Островский, Шекспир, Шиллер, Гольдони и др.). В Ленинградском драматическом театре поставила вместе с Меркурьевым «Позднюю любовь» и «Гибель „Надежды“» (1936). В 1942 — «Позднюю любовь» с группой актеров, в 1954 сп. «Гости» в БДТ. Прохладные отзывы о спектакле были вызваны смелой направленностью пьесы Л. Зорина, а не режиссурой. В 1958 была приглашена в АТ на постановку комедии «Правда — хорошо, а счастье лучше». Центральная роль — Грознов — много лет была коронной в репертуаре Меркурьева. Спектакль вывозили на гастроли, где он получил хвалебную прессу (Псковская правда. 1960. 26 февр.; Сов. Эстония. 1961. 26 февр.). Значительной вехой в сценической истории «Последней жертвы» (1971) стала постановка И.В. Мейерхольд. По общему решению, спектакль был строгим, академичным, рисовавшим облик России 1870-х спокойно и ясно. В то же время в нем давалась сложная многогранная трактовка эпохи. Драматизм времени полнее всего выявлялся в отношениях Прибыткова с Юлией Тугиной. Рушились привычные идеалы, наивные иллюзии, Мейерхольд подчеркивала, как это тяжело и горько. Но жертвы эти были не бесплодны, ибо только так подлинные человеческие ценности могли найти новые пути для своего выражения. Отдавая роль Прибыткова Меркурьеву, Мейерхольд четко понимала, что только он сумеет передать незаурядность этого купца новой формации, сделать Прибыткова человеком такой значительности, что его нельзя будет поставить вровень ни с кем другим. Такая трактовка вызывала настороженность у критиков, но время показало, что режиссерская интуиция И.В. Мейерхольд ее не подвела. В 1978 Мейерхольд репетировала «Рембрандта» с Меркурьевым в главной роли. Масштаб личности художника сливался с масштабом личности актера. Мейерхольд старалась передать высокий пафос драмы Д. Кедрина и трогательную, почти детскую наивность главного героя в его видении мира. Меркурьев премьеру уже не сыграл, и спектакль потерял многое из найденного. Соч.: Вместе с Меркурьевым // Василий Васильевич Меркурьев. Восп. Ст. М. 1986. С. 61–88. Лит.: СПбГАТИ СИ (ук.); Данилова Л. Сложность простоты // ТЖ. 1972. № 14. С. 22–23; Образцова А. От дуэтов к полифонии // Сов. культура. 1973. 9 окт.; Меркурьев-Мейерхольд П.В. Сначала я был маленьким: Кн. о родителях Василии Меркурьеве и Ирине Мейерхольд. М., 2001. Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 44-к. Д. 14; АТ (Лицевые счета нештатных работников. 1958, 1960). Данилова, Л. Мейерхольд И.В. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 466.