Вернуться
Дмоховский Борис Михайлович, артист, режиссёр, педагог
Дмоховский Борис Михайлович, артист, режиссёр, педагог
Персоналия
Дмоховский Борис Михайлович
Годы жизни
29.01 (10.02).1899, Петербург - 07.06.1967, Ленинград
Вид деятельности
Артист, режиссёр, педагог
Звание
Заслуженный деятель искусств (1955)
Период работы в театре
1920 — 1922, 1949 — 1959
Биография
Родился в семье артистов. В 1920–1922 учился в Школе русской драмы при АТ. С 1922 по 1932 служил в БДТ. Начинал как актер, с исполнения ролей Эрбо («Аромат греха»), Пинхусовича («Человек воздуха»), Пикока («Любовь и предрассудок»). Поставил сп.: «Продавцы славы» (совм. с А.А. Гейротом и А.Н. Лаврентьевым, 1925), «Пурга» (1927), «Любовь Яровая» (1927), «Инга» (1929). В «Любови Яровой» Кошкин, Яровая, Малинин показывались в «манере психологического реализма», иные персонажи — по принципам «намеренной карикатуры и шаржа» (Красная газ., утр. вып. 1927. 7 окт. С. 8. — В. Г.). «Социальные мотивы подменялись поверхностным жанризмом. Причудливая условность декораций М. З. Левина усиливала эклектику стиля» (Театр и драматургия. Вып. 5. Л., 1976. С. 120. — М. Любомудров). С 1925 снимался в кино. Первая большая роль — Шушин-младший («Золотой клюв», 1929). Во время Великой Отечественной войны был актером и режиссером на киностудии в Алма-Ате, сыграл Благонравова («Фронт», 1943). Затем работал на Киевской киностудии: снимался в ролях капитана корвета «Витязь» («В дальнем плавании», 1945), генерала фон Шерера («Третий удар», 1948). Поставил фильм «Зигмунд Колосовский» (совм. с С.Ф. Навроцким, 1945) и исполнил в нем гл. роль. В 1949 вернулся в Ленинград. Выпустил в театре Комедии сп. «Молодость», в Театре им. Ленинского комсомола (Л) — «Два лагеря». В АТ осуществил пост.: «Илья Головин» (1949), «Голос Америки» (1950), «Калиновая роща» (1950), «Семья Лутониных» (1951), «Завтрак у предводителя», «Предложение», «Дети» (в один вечер, 1951), «Высокая волна» (1952), «Пигмалион» (1952), «Лермонтов» (1953), «Золотопромышленники» (1954), «Крылья» (1955), «Испытание» (1956), «Торговцы славой» (1956), «Талисман» (1957). Выступал на сцене АТ в ролях Сергея Павловича Батуры («Калиновая роща»), Белоносова («Золотопромышленники»), Ромодана, секретаря обкома («Крылья») и др. Спектакли Дмоховский создавал в ту пору, когда произведение искусства получало признание в СССР лишь при наличии идеологически верного «значительного замысла». «Беда» постановки «Золотопромышленники», например, в том, что «история борьбы за золото… служит лишь фоном, канвой для развития основной линии пьесы, имеющей самое отдаленное отношение к теме власти золота над людьми» — власти, которую театр должен был разоблачать. В спектакле Дмоховского актер Г.К. Колосов в роли Засыпкина «искренне хочет обличить своего героя, показать его жестокость, хитрость, звериную хватку. Но основным является не это, а драма ревности. И чем правдивее передает ее актер, тем отрицательнее результат. Не отвращение, а жалость, если даже не сочувствие, вызывает его герой». Человеческие чувства, индивидуальные особенности и противоречия др. персонажей — будь то любовь Анисьи, покорность судьбе и тоска Лены, ловкость и красота пребывавшего в сомнениях любовника Василия или трогательная привязанность Харитонова к человеку, разорившему его семью, — все это сов. критик относил к слабым сторонам сценического воплощения. И заключал: «Грустно, что эти спектакли находят своего зрителя, что вокруг них создается своеобразный ажиотаж. „Золотопромышленникам“ аплодируют люди, которым пощекотали нервы, которых умилили душещипательным сюжетом, восхитили туалетами и гитарной цыганщиной» (Театр. 1955. № 5. С. 115, 117. — Н. Калитин). Занимался Дмоховский и педагогической деятельностью: с 1931 преподавал в ТСИ, с 1936 по 1938 — ЦТУ, на актерских и режиссерских курсах. С 1945 по 1948 являлся художественным руководителем Школы киноактера в Киеве. В 1950–1960-е продолжал работать в кино. Снимался в картинах «Вдали от родины», «Большие крылья», «Оборона Царицына» и др. Был режиссером фильма «Таланты и поклонники» (совм. с А. Апсолоном, 1956). В 1959 вышел на пенсию. Лит.: СПбГАТИ СИ (ук.); Репертуар АТ (ук.); Капралов Ю. «Илья Головин», спектакль Ленингр. акад. театра драмы им. А.С. Пушкина // Ленингр. правда. 1950. 7 янв.; Осовцов С. «Голос Америки» Б. Лавренева в Театре драмы им. А.С. Пушкина // Ленингр. правда. 1950. 29 апр.; Троянский М. «Калиновая роща» // Ленингр. правда. 1951. 5 янв.; Кочетов А. «Высокая волна»: Новый спектакль. Театр драмы им. А.С. Пушкина // Ленингр. правда. 1952. 13 июля; Янковский М. Сатира или шарж? (Сп. Театра им. А.С. Пушкина «Титаник-вальс») // Ленингр. правда. 1956. 2 дек.; Капралов Г. «Акад.» детектив // Ленингр. правда. 1957. 18 сент. Арх.: ЦГАЛИ СПб. Ф. 259. Оп. 2. Д. 309; АТ (Личная учетная карточка Б.М. Дмоховского). Сбоева, С. Дмоховский Б.М. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 262-263.