В 1940–1941 учился в ТУ при Тбилисском драм. театре им. А. С. Грибоедова (класс Г. А. Товстоногова), в 1941–1942 — в актерской мастерской при Тбилисской киностудии «Госкинпром Грузии» (класс Д. А. Алексидзе и О. А. Якубовской). В 1953 окончил с отличием ЛГТИ (режиссерский класс Л. С. Вивьена).
С 1942 по 1945 рядовым воевал на фронтах Великой Отечественной войны
С 1946 по 1948 был актером и режиссером Кишиневского рус. драм. театра, в сезоне 1947/48 поставил здесь первый самостоятельный сп. «Юность отцов». Учебу в ЛГТИ совмещал с работой в Театре им. Ленинского комсомола (Л): являлся режиссером-ассистентом постановок Товстоногова «Шелковое сюзане», «Обычное дело» и сп. А. Г. Рахленко «Королевство кривых зеркал». Кроме этого, в сезоне 1951/52 участвовал в подготовке дипломных институтских спектаклей: был режиссером-ассистентом сп. «Своя семья, или Замужняя невеста» и сорежиссером сп. «Жизнь начинается снова» (оба на выпускном курсе Е. К. Лепковской). В 1953 показал свою дипломную постановку «Стрекоза» в Калининском обл. драм. театре.
Сразу после окончания учебы начал преподавать «Основы актерского мастерства» в ЛГТИ на курсе Б. В. Зона.
В АТ занимал должности режиссера-ассистента (1953–1954) и режиссера (1955–1961). Как режиссер-ассистент работал над сп. «Гамлет, принц датский» (1954) и «Чайка» (1954). Был режиссером сп. «Персональное дело» (1955), «Оптимистическая трагедия» (1955), «Город славы» (1957). Осуществил постановки: «Поздняя любовь» (1954, для поездки на целинные земли бригады АТ), «Второе дыхание» (1956), «Титаник-вальс» (1956), «Вот я иду!» (1-й вариант 1958, 2-й — 1959), «Суровое счастье» (1960, совм. с Л. С. Вивьеном). Поставил сатирическое обозрение АТ «Дебютантка из Пензы» в Доме иск-в им. К. С. Станиславского (1954) и сп. «Госпожа министерша» для группы актеров АТ (1961).
«Перед любым режиссером, задумавшим постановку „Оптимистической трагедии“, непременно возникнет вопрос о принципе работы над народными сценами спектакля, — вспоминал А. — Для каждого участника массовых сцен был сочинен текст реакции на события пьесы. <…> Я часами сочинял текст… и раздавал его участникам… Составлял „личные карточки“ на играющих в массовках, где точно были зафиксированы их функции и фразы. <…> Эта школа под руководством Г. А. Товстоногова пригодилась мне потом не раз» (Агамирзян Р. Время. Театр. Режиссер: Монолог о жизни и профессии. Л., 1987. С. 127). Его режиссерские замыслы со временем стали отличаться точностью и глубоким проникновением в душевный мир героев.
О сп. «Второе дыхание» писатель Е. Мин писал: театр «на этот раз проявил смелость и самостоятельность в художественном мышлении, сценически реабилитировав комедию Крона, дающую большой простор для актерского мастерства. <…> Появление умной, талантливой, веселой комедии на сцене Театра драмы имени А. С. Пушкина — важный этап в жизни творческого коллектива театра» (Нева. 1956. № 8. С. 144, 145). Рецензенты сходились во мнении: А. снимал со старых пьес налет ставших стандартными традиций, в большинстве эпизодов своих спектаклей давал экономное и обобщенное выражение сегодняшнего содержания пьесы. В 1960 А. принял приглашение Г. А. Товстоногова стать его пом. в постановке «Гибели эскадры» на сцене БДТ. В 1961 перешел из АТ в БДТ на должность режиссера-постановщика. Выпустил в этом театре сп. «Четвертый», «Я, бабушка, Илико и Илларион». Был режиссером сп. «Горе от ума» (пост. Г.А. Товстоногов), «Варвары» (возобновление, пост. Г.А. Товстоногов).
В янв. 1966 А. стал гл. режиссером Театра им. В. Ф. Комиссаржевской. Осн. его работы на этой сцене: «Господин Пунтила и его слуга Матти» (1966), «Если бы небо было зеркалом» (1967), «Насмешливое мое счастье» (1968), «Не беспокойся, мама!..» (1971), «Царь Федор Иоаннович» (1972), «Смерть Иоанна Грозного» (1976), «Царь Борис» (1978), «Святая святых» (1977), «Дни Турбиных» (1983) и мн. др. Период с 1966 по 1991, когда Театром им. В. Ф. Комиссаржевской руководил А., признан наиболее плодотворным за все время деятельности этого театра. Режиссер сумел выстроить репертуар, объединивший совр. театр. прочтения классики и самобытные трактовки новых лит. произв., собрал труппу (преимущественно из своих учеников), способную воплотить его замыслы.
Осуществил более 100 радиопостановок, плодотворно работал на телевидении и ок. 40 лет занимался преподавательской деятельностью в ЛГТИ и ЛГИТМиКе.
Соч.: Наши друзья // Аврора. 1982. № 11. С. 118–124; Судьбы театр. профессий // Театр. 1988. № 11. С. 64–65; «Моя профессия — театр!»: Ст. Заметки. Интервью: 60–80-е гг. XX в. СПб., 2002.
Лит.: СПбГАТИ СИ (ук.); Репертуар АТ (ук.); Лапкина Г. Любовь к земному // ТЖ. 1975. № 3. С. 24–25; Рубен Сергеевич Агамирзян // СПбВед. 1991. 29 окт. С. 4; Мир Агамирзяна: [Восп.] // ПТЖ. 2001. № 26. С. 41–47.
Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 3-с. Д. 123; АТ (Личная учетная карточка Р. С. Агамирзяна); ОР б-ки СТД СПб (Л. д. Р. С. Агамирзяна / Сост. В.А. Новиков. 1983).
Сбоева, С. Агамирзян Р.С. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 61-62.
Читать далее