Зон учился в студии при Московском драматическом театре им. В.Ф. Комиссаржевской, затем стал актером этого театра. Позже играл в провинциальных театрах, в Ленинградском Передвижном театре. С 1921, почти на четверть века, он связал свою судьбу с детским театром: сначала с ленинградским ТЮЗом, а в 1936–1945 руководил созданным им Новым ТЮЗом. В 1920-е начал заниматься педагогической работой — в Институте внеш. образования, в Детской художественной студии им. З. И. Лилиной. Актер, режиссер, драматург, педагог, Зон сыграл заметную роль в становлении и развитии советского театра для детей. Постановки Зона — «Похождения Тома Сойера», «Клад», «Дон Кихот», «Зеленая птичка» на сцене ленингр. ТЮЗа, «Музыкальная команда», «Борис Годунов», «Снежная королева» на сцене Нового ТЮЗа — завоевали ему репутацию режиссера, склонного к поискам яркой театральной формы спектакля, к буффонно-комедийным решениям, к использованию условных приемов, к острой характерности актерского исполнения.
В 1945 Зон был приглашен в АТ на постановку комедии «Горе от ума». Спектакль, по свидетельству современников, получился вялым и медлительным. Музыкальные антракты перед каждым актом, введенные режиссером, обилие танцев в 3-м акте ослабляли динамику действия. Не получили признания трактовки ролей Фамусова и Чацкого К.В. Скоробогатовым и В.В. Янцатом; как удачи спектакля были отмечены лишь Е.И. Тиме в роли Хлестовой и Л.С. Вивьен в роли Репетилова.
В 1947–1949 Зон был главным режиссером Нового театра, ставил спектакли в Театре им. В.Ф. Комиссаржевской, но основным его делом стала педагогика. Придя в Ленинградский театральный институт в 1936, он оставался здесь до конца своих дней. Его учениками были режиссеры З.Я. Корогодский, Л.А. Додин, актеры П.П. Кадочников, Н.Н. Трофимов, З.М. Шарко, Э.А. Попова, А.Б. Фрейндлих. Н.М. Тенякова, А.Е. Ливанов и мн. др.
Соч.: Образы весенней сказки. Из режиссерской экспозиции «Снегурочки» в филиале ТЮЗа // РиТ. 1935. № 6. С. 23; Сп. «Похождения Тома Сойера» в ТЮЗе // О «Похождениях Тома Сойера». Л., 1937. С. 77– 110; Импровизация // Театр. 1938. № 1. С. 109–110; Режиссер и зритель // Театр. 1939. № 6. С. 13–18; Сп. «Сказки Пушкина». Сц. ред. Театра Юных зрителей. Л.; М., 1939; Встречи с К.С. Станиславским // Театр. наследство. Станиславский К. С. Материалы, письма, исследования. М., 1955. С. 444–494; Из встреч с К.С. Станиславским // Зап. о театре. Л.; М., 1960. С. 337–364; К. С. Станиславский выпускает спектакль // Зап. о театре. Л.; М., 1968. С. 49–60; Ответ Л.С. Вивьену // Наука о театре. Л., 1975. С. 294–296; Дневник воен. времени // Балтийские сезоны. 2006. № 16. С. 93–109; Школа Бориса Зона: Уроки актерского мастерства и режиссуры. СПб., 2011; Учить Служению: Дневники Б.В. Зона. СПб., 2014.
Лит.: ТЭ; СПбГАТИ СИ. (ук.); Репертуар АТ (ук.); Памяти Бориса Вольфовича Зона, 1898–1966. СПб., [1998]; Янковский М. Новый Театр юных зрителей Л.; М., 1940. С. 9, 13, 14, 17, 26, 46, 52; Дмитриевский В. Театр юных поколений. Л., 1975; Агамирзян Р.С. Время. Театр. Режиссер. Л., 1987. С. 95–107; Зона Зона // ПТЖ. 1993. № 3. С. 18–42; Муштакова Т. Школа Зона // Экран и сцена. 1988. № 4. С. 2; Мейлах Б. Новая пост. «Горе от ума». На премьере в Театре драмы им. А.С. Пушкина // Ленингр. правда. 1947. 14 февр.; Дрейден С.И. Режиссер Окт. поколения // РиТ. 1937. № 5. С. 38–43; Бруштейн А.Я. Борис Зон и Новый ТЮЗ // Театр. 1940. № 11. С. 56–62; Дьячков Л. Маршрут, к-рый начертал в молодости // Аврора. 1980. С. 137–143; Белинский А. А. Неск. слов об учителе // ПТЖ. 1993. № 3. С. 33–34; Клитин С.С. Мой учитель // Из истории сц. педагогики Ленинграда. Л., 1991. С. 121–131; Колотова Н. А. Как Борис Зон «снизил качество преподавания» // Балтийские сезоны. 2003. № 8. С. 108–111.
Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 2-к. Т. 15. № 14. Л. 66–75; Оп. 24-к. Т. 3. № 20. Л. 248–301; СПБГМТиМИ. Ф. 96.
Миронова, В. Зон Б.В. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 304-305.
Читать далее