Лауреат Гос. премии РСФСР им. К.С. Станиславского (1980) (за сп. «Соленая падь» по роману С.П. Залыгина).
Окончил в 1966 режиссерское отделение Театрального училища им. Б.В. Щукина. Работал режиссером-постановщиком в свердловском ТЮЗе, главным режиссером казанского ТЮЗа, стажировался во МХАТ у О.Н. Ефремова. В 1975–1984 — главный режиссер Томского драматического театра. В АТ поставил сп. «Тринадцатый председатель». Это было первое знакомство ленинградцев с творчеством Григорьяна: «…выделялись здесь колоритные актеры: И. Дмитриев (Сагадеев), Н. Мамаева (Халида), Р. Балашова (Саубан-апа), Т. Ларина (Кадрия) и другие. Однако главного компонента, столь необходимого для раскрытия целого комплекса нравственных проблем, заложенных в пьесе… увы, не получилось. …Хотя весь спектакль выстроен, говоря языком кино, на крупных планах, помогающих раскрытию актерских индивидуальностей, прием этот отнюдь не способствовал созданию ансамбля» (Театр. 1982. № 10. С. 24, 25. — П. Романов). Принципиальное отличие «Тринадцатого председателя» Григорьяна от недавней постановки пьесы вахтанговцами состояло, по мнению рецензента, в том, что, «подтверждая вину Сагадеева перед законом», Григорьян «заостряет мысль о необходимости пересмотра отдельных — устаревших — статей и параграфов закона» (ТЖ. 1980. № 19. С. 10. — Ю. Зубков). В 1987–1988 Г. — главный режиссер Омского драматического театра, в 1988– 1989 его директор. В дальнейшем работал в московском Театре-буфф, в 1993 худрук Мурманского областного драматического театра. В 1991 поставил сп. «Комиссия» по Залыгину во МХАТ, в 1992— сп. «Игра в любовь приводит к смерти» (по мотивам романа М.П. Арцыбашева «Санин») на сцене Петерб. театра Сатиры на Васильевском. В 1995 режиссер осуществил совместный русско-норвежский театральный проект — постановку «На дне» с актерами из Мурманска и Тромсё (Театр Хологаланд). «Мы знаем „На дне“ как пьесу страстей и монологов, а Григорьян оставляет лишь реакции и реплики, мало слов и много абсурда. Еще несколько шагов — и бытие, по горьковской пьесе, станет пантомимой». Когда в 4-м акте и это «тягостное движение» замирает, «наступившая немота, безжизненность так страшна, что хочется любого продолжения…» (Моск. наблюдатель. 1995. № 3–4. С. 60. — Е.И. Горфункель).
Лит.: Репертуар АТ (ук.); Щербаков К. Вступление // Комсомольская правда. 1971. 19 марта. С. 4; Новый спектакль. «Тринадцатый председатель» // Театр. Ленинград. 1980. № 14. С. 6–7; Григорьян Ф. В поисках ответа / Записала Н. Козорез // Веч. Омск. 1987. 1 окт.; Бирюков Г. Дети // ТЖ. 1988. № 11. С. 7; Нагнибеда С. Так была ли премьера? // ТЖ. 1988. № 11. С. 6; Феликс Григорьевич Григорьян // Омский акад. от истоков / Сост. С. В. Яневская. Омск, 2004. С. 151; Хохрякова С. Каждый пел свою песню // Культура. 1995. 22 апр. С. 9.
Сбоева, С., Багров, Ю. Григорьян Ф.Г. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 234.
Читать далее