Окончил в 1960 Ленингр. кораблестроительный ин-т (1960), в 1968 — ЛГИТМиК (класс Г.А. Товстоногова). Отец актеров Д.В. и К.В. Воробьевых. Автор ок. 60 спектаклей и 5 фильмов.
Работая главным режиссером Театра музыкальной комедии (1972–1988), Воробьев создал репертуар широкого жанрового диапазона, включивший и современную музыкальную комедию («Бабий бунт», 1976, «Ящерица», 1987), и мистериальную поэторию («Отражение», 1975), и совр. оперетту («Бранденбургские ворота», 1985, «Свадьба с генералом», 1980), и зонг-оперу («Разбитое зеркало, или Новая опера нищих», 1979), и водевиль («О бедном гусаре…», 1986), и фарсово-сатирическую комедию («Трудно быть сержантом», 1981). Режиссура В. дала новое дыхание классической оперетте («Прекрасная Елена», 1978, «Летучая мышь», 1979, «Фраскита», 1984 и др.). В его спектаклях «появились живые люди-персонажи с ярко очерченными характерами, с настоящими страстями и интеллектом. Сценическая метафора, напряженный ритм действия, образность и ассоциативность режиссерских решений побуждали зрителя мыслить, чувствовать» (Сов. музыка. 1988. № 8. С. 61. — Н. Потапова). А его пост. «Свадьба Кречинского» (1973) и «Дело» (1977) «оставили заметный след в развитии отечественного мюзикла» (Там же. С. 62).
Воробьев ставил спектакли в театрах Ленинграда-Петербурга, в т. ч. в Театре им. Ленинского комсомола — «Зримая песня» (совм. с Г.А. Товстоноговым и Е.М. Падве), 1967, «Вестсайдская история» (совм. с Г.А. Товстоноговым), 1969, «Дансинг в ставке Гитлера», 1970, «Дни Турбиных», 1971; в Театре им. В.Ф. Комиссаржевской — «Бумбараш» (совм. с В.А. Костецким), 1978, «Убийство Гонзаго» (совм. с И.И. Краско), 1992, «Прощай, клоун!», 1997; в БДТ — «Визит старой дамы», 1989; в театре Комедии — «Ночь в Венеции», 1995, «Проделки Эмиля», 1998; в Детском ледовом театре; в театрах Эстонии, Германии, Польши, Болгарии.
Писал музыку к театральным постановкам. Организовал и вел творческую лабораторию для работников театров музкомедии, где в совместной работе режиссера и композитора создавались новые произведения, поставленные впоследствии по всей стране, а также за рубежом. Написал музыку к ряду своих спектаклей. Существенную роль играла музыка и в действии драм. спектаклей В. Это были спектакли красивых мизансцен, острого ритма и напряженной динамики. Драматизм его сценического мира нередко определялся соотнесением тем театра, игры и — жизни.
Работал в кино в качестве режиссера и актера и на телевидении. Преподавал в ЛГИТМиКе, в Муз. училище им. Н.А. Римского-Корсакова.
В АТ режиссер осуществил две постановки. В «Хозяйке гостиницы» (1992) «тонко чувствовался ХVIII век», в котором любовная игра сочеталась с развлечением, розыгрышем и шуткой. «ХVIII век проникался тревогой и болью ХХ века, был пронизан атмосферой мюзикла, совр. музыки и песен», исполняемых актерами. Музыку к спектаклю написал сам режиссер. Спектакль был далек от канонического текста пьесы, но «верен его духу и прекрасно передавал существо замысла Гольдони»: Мирандолина утверждала интеллектуальность, независимость и достоинство женского мира. При этом режиссер добавил «типично русский мотив: Мирандолина тоже влюблялась в Риппафрату, но их характеры были слишком сильны и независимы для того, чтобы их встреча закончилась браком» (Il tempo, Рим. 1994. 18 нояб. — Д. Антонуччи). «Театр с его стихией лицедейства» царил здесь во всем: в притворных обмороках, чрезмерных страстях, головокружительной динамике действия, полного игры ума, веселья. Завершалось это демонстративно театр. представление финалом, «пронизанным болью, в котором неожиданно звучала щемящая нота человеческого непонимания, разлада, тоски по взаимной любви и счастью» (Веч. Санкт-Петербург. 1993. 1 марта. — Ю. Кобец). Этот «затейливо-красочный, темпераментный и грустный спектакль» неожиданно оказывался преисполнен «почти пасторальной томности». В игру, в замысловатые исполнительские кружева тонко проникало завораживающее, неожиданно искреннее чувство, к-рое охватывало гл. героев. Это «прописывалось лишь легким штрихом, без нажима, но грустная лирическая нота исподволь меняла всю тональность… спектакля, придавая ему свежесть, странную достоверность и драматизм» (Культура. 1999. 30 дек. С. 9. — И. Василинина). «Колпак с бубенчиками» (1993) был поставлен как трагикомедия и тяготел к стилю филос. притчи. Спектакль отличался «редкой графичностью экспрессивных мизансцен, которым была присуща выразительность балета, грация и изящество танца». В нем поражала «логичность поведения экзальтированных персонажей, точность и быстрота их реакций, захватывающие дуэты, трио, квартеты», развернутые режиссером в пустом пространстве сцены. В этом спектакле также отчетливо проявился почерк режиссера — «стремительный, выразительный, яркий» (Антракт. 1996. № 1. С. 6. — Ю. Кобец). Жизнь, которую театр закручивал в немыслимом вихре, в которую он добавлял «красок и карнавальной пряности», — остро обнаруживала свою «мучительную драматичность» (Смена. 1994. 6 апр. С. 5. — М. Берлина).
Лит.: СПбГАТИ СИ (ук.); Владимирская А. Оперетта — ракурс современности // Нева. 1985. № 3. С. 167–176; Вестергольм Е. Ты всегда хотел стать капитаном, Джордж Мерри!.. (Владимир Воробьев) // ПТЖ. 1995. № 8. С. 65–69; Потапова Н. Он был неприручаем… // ПТЖ. 2001. № 21. С. 168; Коваленко Ю. Владимир Воробьев: отраженный в фантастическом реализме: Портрет режиссера в интерьере времени города. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013.
Мальцева, О. Воробьев В.Е. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 180-181.
Читать далее