Вернуться
Шейко Николай Михайлович, режиссёр
Шейко Николай Михайлович, режиссёр
Персоналия
Шейко Николай Михайлович
Годы жизни
24.05.1938, Харьков - 09.09.2023, Москва
Вид деятельности
Режиссёр
Звание
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1999)
Период работы в театре
14.09.1973 — 06.04.1982
Биография
Награжден Орденом Дружбы (5 апреля 2009 года). Первая жена — актриса АТ Н.В. Максимова (Сиротинская), вторая жена — актриса АТ А.В. Ислентьева. Окончил в 1962 Харьковский театральный институт (курс А.Б. Скибневского). Дебютировал в качестве режиссера в Киевском театре им. И. Франко сп. «Мещанин во дворянстве» (1962). Работал в этом театре до 1965, затем в рижском ТЮЗе (1965–1972), в 1972 возглавлял белорусский ТЮЗ. В 1973 приглашен режиссером-постановщиком в АТ. Идея его приглашения была удачной. Критика отмечала, что у него очень сильно ощущение корней. «Он никогда не строит на пустом месте, ибо существует в широком культурном пространстве... Шейко не только учитывает особенности всякой сценической площадки, но и атмосферу, окружающую этот и только этот театр» (Моск. наблюдатель. 1991. No 10. С. 35, 36. — А. Михалева). В АТ Ш. привлекали прежде всего традиции Мейерхольда. Особо интересовал режиссера Мейерхольд периода Студии на Бородинской. Мейерхольду был посвящен спектакль «Зеленая птичка» (1976). К этой пьесе Шейко обращался в 3-й раз, но каждый раз спектакль оказывался новым. И в данном случае он вписывался в архитектуру именно россиевского зала. Сам Шейко видел перед собой и театром следующие задачи: «Овладение эстетикой, поэтикой и даже технологией староитальянского театра XVI — XVIII веков, [изучение] приемов живописи Лонги, гравюр К. Миклашевского, уникальных публикаций, помещенных в журнале Доктора Даппертутто...» (Театральный Ленинград.1976. No 38. C. 11). В его подходах к режиссуре сказывается высокая эрудиция, историзм мышления. Шейко поставил вечер, посвященный 100-летнему юбилею со дня рождения Мейерхольда. В русле мейерхольдовских исканий была осуществлена постановка «Похождения Чичикова, или Мертвые души», где развивалась идея концентрации в рамках одного спектакля всего творчества писателя. «Похождения Чичикова» Шейко завершались финалом из «Ревизора», что показалось многим достаточно спорным. Это был Гоголь фантасмагоричный, гротескный, с контрастным построением сценической композиции. Критик В. Семеновский назвал «Похождения Чичикова» Шейко «одной из первых» (после товстоноговского «Ревизора») «попыток воскресить мейерхольдовский принцип ухода от иллюстративного жанризма к сценическому образу поэтики Гоголя» (Театр. 1986. No 6. С. 111–112). Шейко привлекает гротескная драматургия 1920–1930-х. Одной из наиболее удачных его работ на сцене АТ была постановке ранней пьесы Л. Леонова «Унтиловск» (1978). Созданный в эпоху застоя, спектакль, по словам режиссера, рассматривал «унтиловщину» «как символ бездуховности, неподвижности, застоя мысли, душевной глухоты, бескрылого мещанского существования вне общественных и нравственных идеалов» (Театральный Ленинград.1979. No 6. С. 3). В плане эстетики спектакль стремился к воплощению театральной гофманианы, как ее понимал Мейерхольд в «Смерти Тарелкина» (1917). И в современной драматургии Шейко привлекала философско-нравственная проблематика, на материале пьес 1970-х он пытался создать театр большого стиля: «Беседы с Сократом» (1976), «Высшая мера» (1980). Спектаклям Шейко свойственна яркая театральность и метафоричность, нередко гротескность. Бытовой театр ему чужд. В его постановках на сцене АТ по-новому раскрылось дарование многих актеров, особенно в «Зеленой птичке» и «Унтиловске». В. Семеновский заметил, что в АТ Шейко редко удавалось вызвать в артистах ощущение живой традиции (см.: Театр. 1986. No 6. С. 112). Однако в «Похождениях Чичикова» получили блестящую возможность продемонстрировать свое искусство ведущие актеры: Ю. Толубеев (Собакевич), В. Меркурьев (Манилов), Л. Штыкан (Коробочка), А. Борисов (Плюшкин), К. Адашевский (Бетрищев). Шейко пролагал свою, особую линию в театре, ведомом И. О. Горбачевым, тем не менее и Горбачев сыграл свою лучшую роль позднего периода в его постановке: роль Чичикова. Шейко помог Горбачеву через несколько десятилетий вновь обнаружить тот протеизм, способность к перевоплощению, который принес Горбачеву в свое время успех в роли Хлестакова. Любовь к актерам АТ сказалась и в постановке вечера, посвященного В.В. Меркурьеву, и в постановке спектакля «Беседы с Сократом», где Ю.В. Толубеев в последний раз смог раскрыть весь масштаб своего дарования. В 1980 также поставил спектакль «„А существует ли любовь?“ — спрашивают пожарные» и «Лебединая песня» (к 75-летию А.Ф. Борисова). Интерес, уважение к истории, традициям театра проявились и в последней работе Шейко на сцене АТ. В 1982 он написал совместно с Т.В. Ланиной сценарий «Юбилей, или Театральный разъезд через 225 лет после основания театра» и поставил его. Избежав опасностей официозного монтажа, он постарался вместить в один вечер «все Александринские легенды — от Асенковой до наших дней» (Там же. С. 113). В 1982 Шейко был назначен главным режиссером Русского драматического театра Эстонии. С 1988 работал в Московском театре «Эрмитаж», с 1992 — во МХТ им. А.П. Чехова, ставит спектакли в других театрах Москвы, Риги, Минска, Парижа. Зав. лит. частью МХТ им. А.П. Чехова. Соч.: «В ком жив полет влюбленный...» // ИД. 2008. No 17; NEVEMORE // Балтийские сезоны. 2009. No 19. С. 92–94; Увидеть вовремя // Экран и сцена. 2009. No 14. С. 3. Лит.: Репертуар АТ (ук.); Кекелидзе Э. Сцена и время: Русский драматический театр Эстонии, 1962–1994. Таллинн, 2007. С. 63–80; Кто в доме хозяин / Беседовала Н. Казьмина // Планета Красота. 2008. No 7–8. С. 58–60; Дорофеева И. Александринский антиквар // ИД. 2008. No 17. Арх.: АТ (Л. д. Н.М. Шейко). Соколинский, Е. Шейко Н.М. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 790-791.