Вернуться
Карелина Галина Тимофеевна, артистка
Карелина Галина Тимофеевна, артистка
Персоналия
Карелина Галина Тимофеевна
Годы жизни
18.06.1931, г. Лоев Гомельской обл., Белоруссия - 09.07.2025, Санкт-Петербург, похоронена на Волковском кладб.
Вид деятельности
Артистка
Звание
Заслуженная артистка РСФСР (1974), народная артистка РСФСР (1980).
Период работы в театре
Биография
Награждена Орденом Дружбы (2006), Орденом Почета (2016),Орденом Александра Невского (2021). Окончила в 1956 ЛГТИ (класс Б.П. Петровых). Своими учителями Карелина называла также педагога А.И. Авербуха и режиссера М.В. Чежегова. В АТ ее пригласил тогдашний директор К.В. Скоробогатов. Дебютировала в роли княжны Мстиславской («Царь Федор Иоаннович»). Дебют был замечен и оценен, актриса получила ряд ролей разного плана, преим. гл. Первые годы работы в АТ ввелась в сп. «Годы странствий» (Ольга), «Правда — хорошо, а счастье лучше» (Поликсена), «Двенадцатый час» (Катенька), «Маленькие трагедии» (донна Анна). Актрисе близки женские характеры романтического склада. Внешние данные и голос, отличающийся своеобразными горловыми модуляциями, помогали создавать эффектные сценические образы, напоминающие о героинях мелодрамы. Сквозными для ее актерской биографии стали темы человеческого достоинства, отстаивания женского счастья, жертвенности. Большое значение Карелина придавала школе мастерства актеров АТ. Играла рядом с Н.К. Черкасовым в «Беге» (в массовке), затем в сп. «Все остается людям» (медсестра Надя); с А.Ф. Борисовым в «Нахлебнике» (Елецкая); с Ю.В. Толубеевым в сп. «Совет да любовь» (Капа); с Н.К. Симоновым в сп. «Перед заходом солнца» (Инкен); с В.В. Меркурьевым в «Последней жертве» (Юлия Тугина). Последняя роль была высоко оценена зрителями в Ленинграде и на гастролях АТ в Москве. Ю. Зубков писал, что актриса «нарисовала портрет женщины удивительно поэтичной, чистой, доверчивой» (ТЖ. 1973. № 24. С. 12), показав в Тугиной «нравственные возможности» русской женщины. В 1970-е основным партнером Карелиной был И.О. Горбачев. С ним она играла Елену в «Детях солнца», Сару в «Иванове». В список новых людей входила Ирина Пшеничных («Иней на стогах»), Чернобривцева («Ураган»), Светлана Николаевна («Веранда в лесу»), Людмила («Предел возможного»). Ее героиня в сп. «Пока бьется сердце», поэтесса Майя Ольхина, — идеальная современница, как она виделась режиссеру и актрисе, это, как писали критики, «крупная удача спектакля» и достижение в творчестве Карелиной. Она играла женщин, которые в разных жизненных обстоятельствах умеют преодолеть невзгоды, несправедливость судьбы, сердечную боль. Им свойствен оптимизм и несколько патетическое отношение к жизни и ее испытаниям. Вместе с тем Карелина вносила в роли юмор, иронию с оттенками горечи, сострадания. В 1980-е, перейдя на возрастные роли, Карелина обратилась к классике: Васса Железнова (1983), фру Алвинг («Привидения»), Аркадина («Чайка»), Бабушка («Деревья умирают стоя») — спектакль поставлен режиссером В.А. Голубом специально для актрисы). В «Чайке» неуместным казался ее «непререкаемый „большевистский“ тон» (ПТЖ. 1993. № 1. С. 15. — Т. Шах-Азизова). Удачей оказалась Васса — постаревшая женщина в вязаной кофте со связкой ключей на поясе, обманутая жизнью и близкими. Без идеалов и веры Васса прозябает в провинциальной глуши. В 1980–1990-е актриса оказалась заложницей застоя в АТ, в котором отсутствовала единая режиссерская программа, репертуар случаен, в труппе не было творческого единства. Выходом для Карелиной была работа с молодым актером и режиссером И.Н. Лариным. Он сделал попытку поставить в АТ «Грозу», где Карелина должна была играть Кабанову. В 1993 Карелина все-таки сыграла ее в театре «Русская антреприза» им. А. Миронова. Ларин поставил с Карелиной свои постмодернистские версии «Чайки» (Карелина играла Аркадину и Нину Заречную) и «Пиковую даму». «Мне импонирует, — говорит Карелина о работе с молодым режиссером, — его мироощущение, острое и больное» (Театр. Петербург. 2001. № 9. С. 31). В АТ активно занималась общественной работой, много лет была депутатом советов разных уровней, секретарем партийной организации. Другие роли: Ольга («Почему улыбались звезды»), Лиля («Дальняя дорога»), Катя («Семья Журбиных»), тетушка, позднее — Елизавета («Обыкновенная история»), госпожа Н. («Жизнь Сэнт-Экзюпери»), Анна («Бидерман и поджигатели»), Зося («Час пик»), Матрена («Власть тьмы»), княгиня Лиговская («Monsieur Жорж. Русская драма»), Хлестова («Горе от ума»), миссис Сэдли («Ярмарка тщеславия»), мать Клары Олсуфьевны («Двойник»), няня Анна-Мария («Нора»), Муха («Муха»), бабушка («Ксения. История любви»), прапрапрапрабабушка Мария Ивановна («Счастье»), Дама («Маскарад. Воспоминания будущего»). Соч.: Судьба мне подарила прекрасную возможность // ТЖ. 1982. № 2. С. 22–24; Чем больше отдаешь, тем больше остается // ТЖ. 1982. № 7. С. 18–19; Художник подлинный, неисчерпаемый (о В.В. Меркурьеве) // Огонек. 1982. № 21. С. 23–24. Лит.: СПбГАТИ СИ. С. 219; Филиппов В. Ветрам навстречу // ТЖ. 1975. № 15. С. 8–9; Зубков Ю. Лучшей школы и не могло быть // Огонек. 1979. № 19. С. 22–23; Маргорина Е. Три Вассы // ТЖ. 1984. № 10. С. 24– 25; Михайлова Г. Судьба актрисы // Ленингр. рабочий. 1991. 19 июля. С. 16; Скорочкина О. «Вознесение» Кабанихи // Невское время. 1993. 24 февр. С. 3; Смирнова М. Крылья, на которых нельзя улететь // Невское время. 1998. 21 февр. С. 5; Строгалева Е. Скверный анекдот // ПТЖ. 1999. № 17. С. 85–86; Алексеева Е. Любить по-аргентински, умирать по-гасконски // СПбВед. 2001. 6 февр. С. 5; Журавлева О. «В театре должна быть тайна» / Интервью с Г. Т. Карелиной // Новости Петербурга. 2001. № 8 [февр.]. С. 23; Катышева Д. Сила души против силы порока // Очень UM. 2006. № 9. С. 124–128; Ренанский Д. Метаморфозы // Коммерсантъ (Weekend), СПб. 2007. 23 нояб. С. 35; Гороховская Е. Жесть // ПТЖ. 2008. № 2. С. 34–36; Пронин А. Старикам тут место // Театр. 2014. № 18. С. 192–199. Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 4-с. Д. 70. Горфункель, Е. Карелина Г.Т. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 339-340.