Вернуться
Бутусов Юрий Николаевич, режиссёр
Бутусов Юрий Николаевич, режиссёр
Персоналия
Бутусов Юрий Николаевич
Годы жизни
род. 24.09.1961, Гатчина Ленинградской обл. - 10.08.2025, Созополь, Болгария
Вид деятельности
Режиссёр
Период работы в театре
Биография
Окончил в 1996 ЛГИТМИК (курс И. Б. Малочевской). В 1996–2004 — режиссер Театра Ленсовета, куда его после окончания ин-та пригласил В. Б. Пази. С 2004 работал в разных театрах России и за рубежом. С 2011 — гл. режиссер Театра Ленсовета. В 2018 - 2022 гг. - главный режиссер Театра им. Евг. Вахтангова. Лауреат премии «Золотая маска» за сп. «В ожидании Годо» (Театр Ленсовета, 1999), «Чайка» («Сатирикон», 2012), премии «Золотой софит» за сп. «Войцек» (Театр Ленсовета, 1997). Спектакли Бутусова отличает нестандартная театральность, оригинальная интерпретация классики и незаурядный худож. темперамент. Они поражают свободой сценических конструкций, умением вдохновить актеров, музыкальными цитатами и аранжировками, вплетенными в режиссерский текст. Бутусов выработал собственный театральный стиль и предложил собственную концепцию театрального прогресса. Она заключается в попытке построить театр заново, вернуть ему достоинство зрелища, соединяющего интеллект и эмоцию, современность и традицию, лирику и актуальность, новейшие технологии и «живой» театр. Для подобного возрождения необходимо разрушить старый театр, исчерпавший запасы прочности и доверие общества. Именно этот двунаправленный процесс (разрушение и возрождение) реализован в большинстве постановок Бутусова. Со спектаклем «Человек = человек» (2008) режиссер пришел в АТ, будучи сложившимся мастером, неоднократно отмеченным профессиональными наградами. В творчестве Бутусова это было первое обращение к драматургии Б. Брехта, в то время как АТ еще в ХХ в. безуспешно пытался преодолеть барьер «эпического театра» средствами русской театральной школы («Добрый человек из Сычуани», 1962, реж. Р. Суслович). Спектакль Бутусова по пьесе Брехта «Что тот солдат, что этот» отразил те перемены, что произошли за предшествующие 50 лет в театре вообще и в АТ последнего 5-летия в связи с приходом нового художественного руководителя В. Фокина. В свою очередь Бутусов продолжил на материале Брехта поиски синтеза публицистики, театральности, психологизма и музыки. Обновленная труппа, работа с постоянным художником, союз с которым начинался еще в первых постановках Театра Ленсовета, А. Шишкиным, привели к созданию спектакля, наполненного экспрессией, лирикой и публицистикой. Она выразилась в зонгах, жанрово преображенных в рэп, его исполняли актеры, обращаясь прямо в зал. На сцене располагался небольшой оркестр с доминирующими духовыми. Действие происходило на вращающемся круге, по которому периодически двигался большой крест, распятие. Элементами декорации были также большие картонные коробки (одна из них изображала гроб гл. героя) и другой «мусор». Холщовая занавеска на заднике служила «стенкой» в самом трагическом и в то же время историческом, «расстрельном», смысле этого слова. На помосте начиналась история бодрого весельчака с гантелями и клоуна Гэли Гэя — превращаемого «системой» в пушечное мясо — «что того солдата, что этого». Помост к финалу выглядел эшафотом. В изменении названия спектакля на «Человек = человек» крылось существенное изменение «притчевого» послания Брехта–Бутусова: теперь это было не обвинение в конформизме, а защита достоинства всякого человека, равного самому себе в бóльшей степени, чем человечеству. Определяющим ритмом постановки стала спешка — Гэли Гэй убегал от злой судьбы, а она его догоняла по кругу, по перекошенной земле. В спектакле состоялись интересные актерские работы А. Большаковой (от автора, вдова Бегбик), В. Захарова (рэпер-солдат), Д. Лысенкова (Гэли Гэй). Режиссер и актер сумели превратить брехтовского дуралея в героя, осознающего себя как личность, как жертву реальности, как невольного «гамлета». Спектакль АТ вернул драматургию Брехта на отечественную сцену в выигрышном варианте и начал отдельную, полноценную линию в творчестве Бутусова, продолженную постановками «Доброго человека из Сезуана» (Театр драмы им. А. Пушкина, Москва), «Кабаре. Брехт» (Театр Ленсовета). «Человек = человек» — спектакль значительный и в общей реформе АТ последнего 10-летия. Лит.: СПбГАТИ СИ (ук.); Репертуар АТ (ук.). Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 83-с. Д. 34. Горфункель, Е. Бутусов Ю.Н. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 139-140.