Награжден медалями «За оборону Ленинграда» (1942) и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1947).
В 1940–1941 учился на филологическом факультете ЛГУ, в 1941–1942 в ЛГТИ. С 1943 по 1947 в Студии при БДТ. Работал в Театре киноактера (Москва, 1947–1948), Гастрольном новом театре (1948– 1949, Москва), Театре русской драмы КФ ССР (1949–1954, Петрозаводск), в Ленинградском областном драматическом театре (1955–1957). С 1957 по 1965 — главный режиссер, режиссер-постановщик в Театре им. В.Ф. Комиссаржевской, а также постановщик спектаклей в Театре им. Ленинского комсомола (Л.), театре Комедии, в 1974–1975 — режиссер Ленинградского театра миниатюр.
Ольшвангер начинал с поколением молодых послевоенных режиссеров, которые хотели вернуть в театр открытия Мейерхольда, Таирова, Вахтангова. Он был и в режиссуре, и в жизни интеллигентом, к нему тянулась театральная молодежь Ленинграда, с ним связывали надежды на создание театра единомышленников.
В Театре им. Ленинского комсомола (Л.) он был режиссером «Униженных и оскорбленных» в постановке Товстоногова (1956). Это были новые веяния в театральном искусстве, новые подходы к творчеству Достоевского и его инсценизации. В Театре им. В.Ф. Комиссаржевской Ольшвангер поставил такие значительные спектакли, как «Светите, звезды!» (1957), «Воскресение» (1960), «Пятая колонна» (1958), «Преступление и наказание» (1962), «Живая вода» (1959). Молодые актеры, работавшие п/р О., — С. Боярский, И. Дмитриев, О. Окулевич, А. Фрейндлих — заражались его энтузиазмом и самоотдачей. Режиссерские решения рождались с учетом актерских находок, в русле актерской индивидуальности. Он «стремился к делам крупным, сложным, новым» (Калмановский Е. Алиса Фрейндлих. Л., 1989. С. 16).
Судьба Ольшвангера сложилась так, что он переходил из театра в театр, не обладая энергией и данными руководителя и амбициями главного режиссера. «Ольшвангер не дошел до рождения своего стиля, а чужого не хотел» (Там же). Почти 20 лет Ольшвангер руководил Народным театром при ДК им. 1-й Пятилетки, приобщая к театру талантливых любителей.
В АТ поставил сп. «Танцы на шоссе» (1962), «Душной ночью» (1969), «Человек и глобус» (1969), «Легенда об Уленшпигеле» (1971), «Элегия» (1975), «Приглашение к жизни» (1976), «Ивушка неплакучая» (1977), «Пер Гюнт» (1979). Это были спорные и всегда заметные актерскими работами спектакли.
Особые нарекания вызвали «Танцы на шоссе» — комедия о молодежи воспринималась с испугом властями, которым метания и сомнения молодого поколения казались опасными, и с симпатией зрителями. Ольшвангера упрекали в ошибочном акценте на теме отцов и детей и противопоставляли спектаклям АТ, где эта же тема раскрывалась «правильно» («Семья Журбиных», «Цветы живые»).
В «Человеке и глобусе» — «драматургической хронике начала атомной эры» — Ольшвангер попытался развернуть современную мистерию о человеке на фоне прогресса. Прообразом главного героя пьесы академика Бармина (Б.А. Фрейндлих) был отец советской ядерной физики И.В. Курчатов. Значимость теме придавали подлинные документы эпохи гонки атомного вооружения, которые режиссер ввел в спектакль. От лирической комедии до монументального политического полотна — таков был режиссерский диапазон Ольшвангера.
В АТ он работал рядом с режиссерами более прагматического склада. Но «Приглашение к жизни» уже ставило его в один ряд с другими. «Поляризация добра и зла» в спектакле была четко выражена в главных героях, Вихрове (А.Ф. Борисов) и Грацианском (Б.А. Фрейндлих), а тема отцов и детей на этот раз решалась не как конфликт, а как преемственность.
Спектакль по мотивам биографий И.С. Тургенева и М.Г. Савиной «Элегия» пользовался особым зрительским успехом, благодаря актерскому дуэту Б.А. Фрейндлиха и В.В. Паниной и элегическому настроению, созданному режиссером. «Элегия» шла более двадцати лет.
Ольшвангер предпочитал работать с актерами, близкими ему по духу, и умел создавать спектакли специально для них. Так, «Ивушка неплакучая» сделана для Н.Н. Ургант, и роль Фени Угрюмовой стала одной из ее любимых в АТ.
С 1976 был принят в штат АТ на должность режиссера-ассистента. Последним замыслом Ольшвангера был «Пер Гюнт» Г. Ибсена, он успел сделать режиссерскую разработку, которую осуществили на сцене после смерти О. Б.А. Фрейндлих и В.В. Эренберг.
Ольшвангер поставил около 120 спектаклей. Среди них: «Сваха» (театр Комедии), «Женитьба Бальзаминова» (Финский драм. театр, Петрозаводск) и др.
Соч.: Воспитание искусством: (О проблемах художественной самодеятельности) // Комсомольская правда. 1964. 5 июня.
Лит.: Репертуар АТ (ук.); Капралов Г. Театр ищет путь //Ленингр. правда. 1957. 8 дек. С. 3; Иванова К. До чего ж обидно // ТЖ. 1963. № 14. С. 24; Калмановский Е. О режиссерской смене // Смена. 1959. 18 марта. С. 3; Рабинянц Н. А. «Униженные и оскорбленные» на сцене Ленингр. театра им. Ленинского комсомола // Зап. о театре. Л., 1974. С. 120–141; Зайцев Н. Через столетие // Театр. 1976. № 6. С. 48–50; Зубков Ю. Судьба народная // Огонек. 1976. № 33. С. 22– 24; Рабинянц Н.А. Проблемы рус. классики на совр. сцене: (Спектакли по Ф.М. Достоевскому 1950–1970-х гг.). Л., 1977. С. 42–53, 55, 82–87.
Горфункель, Е. Ольшвангер И.С. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 523.
Читать далее